Бизнес16.12.2025 - 13:11

Налоговый удар по низким ценам: как инициатива главы Сбербанка отразится на интересах покупателей на маркетплейсах?

Нельзя исключать того, что в скором времени для маркетплейсов и офлайн-магазинов будут уравниваться налоги. С таким предложением ранее выступил глава Сбербанка Герман Греф. Однако важно понимать, как такое нововведение отразится на интересах потребителей, которые привыкли к скидкам и низким ценам на онлайн-площадках.

Фото: Коллаж RuNews24.ru

Как отметила в комментарии RuNews24.ru кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Университета «Синергия» Юлия Соболева, следует иметь ввиду, что у маркетплейса и у офлайн-магазина разные объекты налогообложения. У маркетплейса – услуги, а у офлайн-магазина – выручка. Однако помимо того, что в бюджет поступают налоги с услуг от деятельности маркетплейса, зарегистрированные на нем продавцы также платят налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения. Поэтому, по сути, разница состоит лишь в структуре доходов, подлежащих налогообложению. 

Маркетплейсы продают товары со скидкой покупателям, которые приобрели карту конкретного банка. Ввиду этого маркетплейсы недоплачивают в бюджет налоги. В данном случае речь идет не о налогообложении, а о запрете предоставления маркетплейсами скидок своим покупателям и недоплаты с предоставленных сумм скидок налоговых платежей.

«Если мы дальше будем изучать данный вопрос, то увидим, что по сути, недовольство высказывает не ФНС РФ, а крупные офлайн-магазины. Среди них «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS. Смысл недовольства заключается в поддержке инициативы крупных банков, выступивших с идеей запретить маркетплейсам возможность предоставления скидок держателям карт банковских структур, являющихся дочерними по отношению к маркетплейсам. То есть речь идет уже не о налогах, а о запрете маркетплейсам использовать данный инструмент снижения цен для своих покупателей».

Запрет на предоставление маркетплейсами скидок существенно отразится на покупателях: стоимость товаров на маркетплейсах подорожает. При этом с точки зрения покупательского выбора покупка на маркетплейсе очень часто сопряжена с желанием сэкономить, и покупатель преднамеренно идет на риск, выбирая товар по «картинке». Приобретая товар в офлайн-магазине, покупатель имеет возможность осязать товар и осуществить более осознанный выбор. Поэтому отказ маркетплейсов от предоставления скидок наверняка приведет к отказу многих покупателей от покупок в онлайн-пространстве и ограничит его выбор. Эксперт не исключила, что согласие с выдвинутыми в конце ноября-начале декабря требованиями банков и крупными офлайн-ритейлерами ущемит интересы покупателя.

«Также следует иметь ввиду, что основная доля онлайн-покупателей – наше молодое поколение – зумеры. Они неохотно идут на контакт в офлайн-магазинах, зато отлично ориентируются при совершении покупок в онлайн-пространстве. Рост цен на товары на маркетплейсах ущемит их интересы в первую очередь. При этом по всем исследования в топ-3 критериев выбора товаров в интернете на первом месте выступает гибкая ценовая политика (ВЦИОМ)». 

Соболева подчеркнула, что введение мер, направленных на изменение ценообразования на маркетплейсах, должно быть оценено, прежде всего, с позиции потребительского выбора: не будут ли ущемлены интересы конечного потребителя.

Реклама