Санкции Запада затрагивают множество сфер, которые напрямую влияют на российский бизнес. Но так ли всё плохо? Что представляет собой предпринимательство в России на фоне рестрикций и реально ли сейчас начинать своё дело - объясняет эксперт.
В комментарии RuNews24.ru основатель и директор маркетингового агентства WHAT ELSE, аналитик и предприниматель Тимофей Макаров оценил ситуацию, которая складывается в российском бизнесе в условиях санкционного давления.
Реально ли сейчас начинать собственное дело?
– Когда, если не сейчас? Когда крупный и очень крупный бизнес, ограниченный регламентами и защитным механизмом в виде бюрократии, становится крайне неповоротливым, и в кризисные моменты, как правило, занимается кризис-менеджментом, а именно срезает издержки и избавляется от проектов, которые в моменте не приносят прибыли.
На мой взгляд, это самое сладкое время для молодых, злых, голодных предпринимателей занять своё место под солнцем и забрать себе высвободившуюся аудиторию.
Наша страна прямо сейчас находится в максимально стресс-тестовом режиме. Международная торговля под вопросом, привычные логистические цепочки ломаются и перестраиваются каждый день. Общие принципы оказания услуг на рынке тоже меняются, потому что люди начинают реально думать, зачем они вкладывают деньги. Соответственно, это всё открывает окно возможностей – любой, кто предлагает реальный выход из сложившейся проблемы, автоматически забирает кусок рынка себе.
В какую сферу лучше не идти?
– Сейчас фокус сместился: на мой взгляд, сейчас лучше не идти в недвижимость и в узконаправленные сферы. Например, производство бетона, кирпича и смежные отрасли к строительству.
Дальше, это бытовая и смарт-техника. Многие занимаются серым импортом, но есть риски попасть на блокировки со стороны лицензиата, вплоть до отказа поставок.
Логистике, на мой взгляд, ближайший год будет плохо: отмена пошлин, повышение НДС, непонятные цепочки импорта и санкции. Рынки ценных бумаг – если у вас нет десятилетнего опыта в трейдинге, делать там сейчас просто нечего. Любой вид бизнеса, который напрямую зависит от международных поставок сырья: от кофеен до крупных производств.
Что может сработать?
– Если рассматривать ретроспективу 5-10 лет построения бизнеса, я бы посмотрел на сегмент аудитории старше 60 лет – и всё, что можно придумать, туда хорошо взлетит.
Также сегмент вернувшихся – когда политическая ситуация станет более стабильной, мы получим примерно 1,5 млн людей с боевым опытом, которых нужно будет интегрировать в общество.
Одежда, а точнее сегмент милитари. Вернувшиеся граждане создадут тонны контента и прецедентов, которые сформируют новые пласты аудитории, которые станут неким «около-милитари».
Далее – всё, что связано с медициной: от производства до оказания услуг.
Импортозамещение. При этом брать продукт в Китае и клеить туда свой логотип уже не прокатит.
Услуги – любые, с пометкой, что делать. Нужны высококлассные услуги с высокой долей вовлечения и соблюдением сроков.