В России с 1 апреля некоторые новые категории товаров легкой промышленности обязательно нужно маркировать. В список попали одежда из искусственного меха и фетра, спортивные и лыжные костюмы, частично спецодежда, трикотажные мужские рубашки, пиджаки, брюки, блузки, шали и многое другое.
Председатель региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина рассказала, как на нововведения реагируют бизнесмены, какие есть перспективы и сложности.
Идея маркировки продукции – хорошая. Она показывает покупателю, что товар соответствует стандартам качества и проверен производителем. Для самих производителей маркировка создает множество проблем вплоть до того, что не могут справиться с требованиями и закрывают бизнес, передает Радио 1.
Маркировка обходится всего в 60 копеек за один товар, однако предпринимателю нужно закупить оборудование, нанять людей, которые будут маркировать товары, и все это – траты, говорит Гришина.
До 1 апреля маркировались всего 8-10% продукции, сейчас – под 80%. Причем замечания, которые передавали предприниматели, государство так и не учло.
Кстати, и конечному потребителю маркировка не выгодна, ведь она затормаживает реализацию товаров и понижает конкурентоспособность (иностранные бренды такой процесс не проходят, быстрее оказываются на прилавках и первее получают внимание покупателя). Кроме этого, необходимость иметь штат людей и специальное оборудование вынуждает производителя повышать цены на товары, и от этого тоже страдает конечный потребитель.
«Должна быть бесплатная маркировка, предоставление бесплатного оборудования для этого. А так получается, что государство проводит маркировку за счет предпринимателей», – говорит Гришина и добавляет, что у государства роль простая – «указывать и получать деньги».
Гришина еще раз отмечает, что маркировка – это хорошо, но не в том варианте, в котором она введена в России. Это «какой-то клоун, который по земле ходит не ногами, а на руках, потому что очень смешной и очень нелепый», говорит она.
В 2021 году предприниматели активно выступали против введения маркировки и просили ее приостановить, ведь шел второй год пандемии коронавируса, и бизнесу и так было непросто. Однако власти не услышали призывы.
Теперь же загнанный в угол бизнес может перейти в теневой сектор и скрыть от государства свое производство.
Эксперт также отмечает, что при маркировке иногда случается брак, который обязан устранять именно предприниматель. А если такой товар дойдет до покупателя, и нарушение будет выявлено, придется заплатить штраф до миллиона рублей.
В целом маркировать все подряд необходимости нет, считает Гришина. Некоторым товарам вроде алкоголя, табачных изделия и лекарств действительно важна маркировка, она поможет избавить рынок от контрафакта. Однако все остальное, не касающееся жизни и здоровья граждан, может продаваться и без специальных пометок.
Маркировкой, перемаркировкой и прочими вопросами занимаются предприниматели. А что делает «Честный знак»? Следит, чтобы все созданные им правила соблюдались, говорит Гришина.
Она считает, что система в конце концов «или умрет за ненадобностью, или лопнет со скандалом». У программы много проблем, сейчас она экспериментальная.
«Систему надо пересматривать, делать коллегиальный орган, который будет моментально реагировать на запросы бизнеса и вести с ним диалог. У чиновников должна быть зона ответственности за их решения, как и у бизнеса», – подытожила специалист.