Бурятия23.03.2017 - 18:37

Один из рисков строительства ГЭС «Шурэн» в Монголии – обезвоживание столицы Бурятии

Известный эколог и председатель экологической комиссии Общественной палаты Бурятии Евгений Кислов рассказал о рисках для Бурятии строительства гидротехнических сооружений в Монголии в рамках проекта МИНИС.

Слушания по строительству ГЭС «Шурэн» на главном притоке Байкала – реке Селенга и ГЭС на реке Орхон, питающей Селенгу, проходят в Бурятии при поддержке правительства региона и продлятся до 31 марта.

Евгений Кислов отметил, что большим плюсом со стороны Монголии является проведение слушаний в таком большом количестве населенных пунктов - от Наушек до Северобайкальска. Это обусловлено требованиями Всемирного банк, который будет выделять кредиты на строительство объектов при их одобрении всеми сторонами.

«Мы уже сейчас можем задавать вопросы, которые нас волнуют, чтобы они были изучены, а риски оценены. В общем люди относятся к проекту МИНИС отрицательно и настороженно – это понимание большого количества рисков с одной стороны и недостаток информации – с другой», - пояснил эколог.

В числе минусов он выделяет то, что российской стороне презентуют два проекта: Шурэнскую и Орхонскую ГЭС, а третья плотина на реке Эгийн Гол, которая кредитуется китайским банком, и  четвертая плотина  на реке Идэр-Гол в верховьях Селенги в рамках слушаний не рассматриваются. А негативный эффект будет кумулятивным, синергетическим и приведет к гораздо более серьезным последствиям.

«По Орхону монголы признали то, о чем я начал говорить еще осенью – что это безвозвратный отвод воды в юго-восточную часть Монголии для водоснабжения золоторудных и медных месторождений Оюу-Толгой и Таван-Толгой.  Причем на первом работает канадская корпорация  «Айвенго майнз», но полезные ископаемые направляются в Китай. Однако, рядом в Китае протекает река Хуанхэ - так пусть китайцы и подают на свои месторождения свою воду, зачем забирать из Орхона? Нам говорят, что расход будет всего лишь 2,5 кубометра воды в секунду, хотя и это не мало, а оценки на фильтрацию, на увеличение испарения в презентациях проектов отсутствуют. Ясно, что потери будут гораздо больше и это все равно скажется на Селенге», - отметил Кислов.

В числе других последствий эксперт подчеркнул и главное для жителей Улан-Удэ.

«Столица Бурятии питается водой из водозабора на Богородском острове, который забирает воду из  подруслового талика. То есть, параллельно Селенге течет еще одна река в песчаных отложениях, поэтому она очень чистая. Но эти две системы друг на друга влияют. Если воды будет меньше в Селенге, ее  будет меньше и в подрусловом талике, уровень упадет. Хватит наших водозаборов или Улан-Удэ может оказаться без воды, это тоже пока не оценено», - добавил эколог.

Еще одна выгода для Китая при водоснабжении юго-восточной Гоби и посадке там леса – это ликвидация песчаных бурь в Пекине, для того, чтобы разрабатывались месторождения, а для населения Монголии эффекта не будет.

ГЭС «Шурэн», по словам Кислова  – это чистая энергетика. Россия должна предложить Монголии развитие альтернативной энергетики.

«Для Монголии традиционная энергетика не выгодна, потому что пространства огромные, а плотность населения низкая, поэтому строить ЛЭП дорого, и это повлечет за собой большие потери. Здесь более выгодна малая энергетика: солнечная, ветровая, дизельная и вплоть до использования биологических отходов для производства биогаза. Строить ГЭС же они хотят, потому что это большой проект с большими деньгами», - резюмировал он.

Версия на бурятском языке

Фото: из открытых источников

Реклама