Авто30.12.2023 - 19:26

В РФ стали больше умирать на дорогах

Информация о количестве погибших в ДТП за 2023 год будет доступна в январе, но предварительные данные по ежемесячной статистике уже беспокоят: число жертв автомобильных аварий впервые с 2012 года начало расти.

Фото: Freepik

По данным 74.ru, за 11 месяцев текущего года погибли 13 146 человек, что свидетельствует об увеличении на 2,7%. Это отличается от предыдущего года, когда было зафиксировано снижение на 8%, а в году перед ним — на 5%.

Самый критический год для России в плане ДТП был 2003, когда погибло 35,6 тысяч человек. В то время автомобильная индустрия стремительно развивалась, контроль за соблюдением правил дорожного движения был ограничен, а в автопарке преобладали устаревшие модели "Лада". С течением времени статистика пошла на спад, но не быстро: еще 5 лет количество жертв ДТП на уровне около 30 тысяч было воспринято как норма. Позже цифры слегка снизились до 27 тысяч, но остались стабильными из-за роста автопарка: в 2011–2013 годах продажи автомобилей побили рекорды. Однако после 2012 года произошел резкий сдвиг: в течение 10 лет смертность в ДТП сократилась вдвое. Это значит, что каждый год погибает на 20 тысяч человек меньше, а 85 тысяч избегают получения травм, в том числе серьезных.

Улучшение ситуации в ДТП объясняется несколькими факторами. Например, в 2012 году прекратили производство устаревших и небезопасных «капсул смерти» ВАЗ-2107, не соответствующих современным стандартам безопасности. В последние десятилетия все новые автомобили в России оснащены как минимум одной подушкой безопасности, ABS и ремнями безопасности на всех сиденьях. Большинство западных моделей проходят краш-тесты системы EuroNCAP с максимальным рейтингом в пять звезд. Изменения также затронули состояние дорог и повышение организации движения, а камеры фиксации усилили контроль. Водители также стали более ответственными: нарушения скоростного режима и гонки стали редкостью и воспринимаются как безрассудство.

Впрочем, пока помесячная статистика свидетельствует о росте смертности в ДТП по сравнению с прошлым годом, возможно достижение 14,5 тысячи погибших к концу года. Однако это пока укладывается в пределы статистической погрешности. Ранее были периоды застоя (2009–2010 и 2011–2012 годы), когда статистика оставалась стабильной. Поэтому рано делать выводы о каких-либо существенных изменениях в общей тенденции.

Также некоторое время «АвтоВАЗ» выпускал модели без ABS и подушек безопасности, хотя их количество было невелико. Например, модель Granta без эйрбегов появилась только в 2022 году, а Lada Vesta после рестайлинга в этом году была оснащена ABS и фронтальными подушками (хотя возникли вопросы о их эффективности).

На рынке также представлены китайские автомобили, ранее считавшиеся менее безопасными. Сегодня они значительно улучшились. Некоторые модели, такие как Omoda C5, получили максимальный рейтинг безопасности в краш-тестах EuroNCAP. Эти факторы оказали влияние на количество поездок на автомобилях по России в 2023 году, но не объясняют снижение статистики в 2022 году и ее ухудшение в текущем году.

Не только количество погибших, но и общее число аварий с пострадавшими выросло на 1% за 11 месяцев 2023 года. Пока рано делать окончательные выводы о значимых тенденциях, но прогресс, кажется, замедлился. И хотя ситуация улучшилась, до идеала еще далеко: в России на 100 тысяч населения приходится примерно 10 погибших в ДТП в год. В других странах, таких как Германия, Япония и Норвегия, этот показатель гораздо ниже. Например, в Китае схожие цифры составляют 18.

Ранее «АвтоВАЗ» поделился впечатляющими планами до 2030 года, а по неофициальной информации, завод уже начал выпуск еще одной модели - Chery Tiggo 7 Pro.

Реклама