В базе данных Росстандарта опубликован обновленный пакет поправок к ГОСТ Р 52289, определяющему стандарты использования дорожных знаков и разметки. Специалисты отмечают, что это наиболее масштабные корректировки за последние шесть лет.
Андрей Мухортиков, член общественного совета при Министерстве транспорта Московской области, отметил в своем Telegram-канале, что "Изменения положительно повлияют и на безопасность движения, и на его удобство для всех участников, и даже на уровень бюджетных расходов,".
Он добавил, что уменьшение количества знаков на дорогах позволит снизить визуальную перегруженность и облегчить навигацию для водителей. По его мнению, ГОСТ стал лучше, но необходима дальнейшая работа в этом направлении.
Новая редакция ГОСТа официально начнет действовать на всей территории России с 1 января 2026 года, однако в отдельных регионах ее могут внедрить досрочно. Рассмотрим наиболее значимые нововведения:
- Введен новый указатель "Глухие", предназначенный для информирования водителей о возможной близости пешеходов с нарушениями слуха, подобно знаку "Слепые пешеходы". Его размещение планируется возле медицинских учреждений, социальных служб и других подобных организаций.
- Модифицирована табличка, определяющая период действия знаков (например, ограничение парковки). Теперь допустимо указывать не только дни недели или часы, но и месяцы.
- Несколько знаков скомбинированы в один с целью уменьшения визуального шума на дорогах, отвлекающего водителей и заслоняющего важную информацию. К примеру, на знаке "Парковка" теперь может быть указан способ размещения автомобиля, что ранее требовало дополнительной таблички. Аналогично объединены знаки рекомендуемой скорости и искусственной неровности.
- Введен указатель "Направление действия знака", показывающий, к какой части проезжей части относится знак, что особенно актуально для магистралей с дублирующими проездами.
- Знак "Стоп-линия" теперь может быть размещен вертикально, что позволит избежать перекрытия светофоров и не создавать помех пешеходам. В населенных пунктах при наличии стоп-линии на регулируемых перекрестках и переходах от знака "Стоп" перед светофорами можно отказаться, за исключением сложных участков дорог.
- Знаки "Направления движения по полосам" могут устанавливаться независимо от количества полос, но только над проезжей частью на Г-образных конструкциях.
Кстати, в одной только Москве, благодаря нововведениям, планируется демонтировать более 55 тысяч избыточных знаков. Об этом рассказали в Департаменте транспорта столицы.