С 1 марта 2026 года на территории России начнет действовать обновлённый закон, устанавливающий более жёсткие требования к уровню локализации автомобилей, используемых в таксомоторных перевозках. Документ ограничивает перечень допустимых моделей только теми, которые были собраны по условиям специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключённых с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Кроме того, допускается участие автомобилей, производимых по более ранним соглашениям, если в проект вовлечены новые инвесторы, обладающие аналогичной производственной базой.
На сегодняшний день в список допущенных попали семь моделей: Lada Granta, Lada Vesta, Lada Aura, Haval Jolion, Haval F7 и F7x, BAIC U5 Plus и Kaiyi E5. Все они производятся на российских заводах и соответствуют требованиям локализации.
Однако, по мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, представленный перечень в основном состоит из бюджетных моделей, что может привести к исчезновению разделения такси по уровням «эконом» и «комфорт». Он также отмечает, что автомобильный рынок в России ослаблен и недостаточно разнообразен, чтобы быстро пополнить парк нужными автомобилями. Эксперт предупреждает: таксопарки в условиях высокой кредитной нагрузки и роста цен будут ограничены в возможностях обновления автопарка. Кроме того, часть таксистов может перейти в нелегальный сегмент или в сферу частных перевозок без официального статуса такси.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков обращает внимание на существование параллельного сектора перевозок — по заказу, без «шашечек» и права проезда по выделенным полосам. По его оценке, рост цен в официальном такси после обновления автопарка подтолкнёт часть потребителей к использованию таких альтернативных вариантов. Он подчёркивает, что легальные перевозчики обеспечивают больший уровень безопасности за счёт «цифрового следа» и системы контроля агрегаторов.
Олег Амосов, возглавляющий движение «Форум такси», указывает на отсутствие в России автомобилей, которые одновременно отвечают требованиям для интенсивной коммерческой эксплуатации — прочности, вместительности и технической приспособленности. По его расчётам, только Московскому региону необходимо ежегодно заменять около 35 тысяч автомобилей, и при новых условиях это станет затруднительно.
По информации Аналитического центра при правительстве РФ, действующие меры способны привести к сокращению числа таксистов на 507 тысяч человек, что составляет около 51% от общего количества водителей. Предполагаемые финансовые потери отрасли могут достичь 289 миллиардов рублей в виде недополученного дохода, сообщает «Вечерняя Москва».
При этом в сервисах России растут сроки ремонта китайских машин на фоне нехватки деталей. Также Lada Iskra можно будет купить по программе льготного автокредитования.