Планировавшееся с 1 ноября 2025 года в России введение нового порядка расчета утилизационного сбора на легковые автомобили, который будет учитывать объем двигателя, мощность и дату выпуска машины, ударит на популярные у россиян марки. По данным Минпромторга и статистике «Автостата», новая система затронет автомобили мощностью свыше 160 л.с., тогда как более 80% из 45 миллионов легковых машин в стране имеют двигатель слабее этого показателя.
При этом руководитель агрегатора Avtosliv.ru Рустам Габбасов отметил ТАСС, что реформа особенно ударит по потребителям современных иномарок, ввозимых по параллельному импорту, включая кроссоверы Toyota RAV4, Hyundai Tucson и Kia Sorento с моторами от 180 до 200 л.с. По его оценке, ограничение импорта таких автомобилей приведет к ускоренному старению автопарка: россияне будут дольше использовать старые машины, что отразится на безопасности и экологии. Также пострадает бизнес, занимающийся ввозом и обслуживанием автомобилей мощнее 160 л.с., что может вызвать рост цен на запчасти и услуги.
Эксперт подчеркнул, что обещание правительства не менять утильсбор для физических лиц до 2030 года фактически нарушено, создавая риски для всего авторынка и снижая потенциальные доходы государства от таможенных пошлин и сборов. Бюджетные модели, такие как LADA Logan и Vesta, подорожать не должны, однако реформа ограничивает возможность граждан пересаживаться на более современные и безопасные автомобили, увеличивая средний возраст автопарка, который уже превышает 15 лет при норме до 10 лет.
Напомним, что ранее правительстве РФ решили рассмотреть возможность отсрочки введения нового порядка расчета утильсбора после поручения первого вице-премьера Дениса Мантурова Минпромторгу по обращению организации «Деловая Россия».