Авто16.06.2025 - 15:56

Toyota подвергла сомнению электромобили и спровоцировала научный отпор

Toyota вновь поставила под сомнение экологическую эффективность электромобилей, сославшись на их высокий углеродный след. Однако многочисленные исследования и мировые тенденции показывают, что именно электрокары обеспечивают наименьшие выбросы парниковых газов на протяжении всего жизненного цикла.

Фото: Руслан Кривобок, Источник: РИА Новости

Глава совета директоров Toyota Акио Тоёда вновь поставил под сомнение экологическую эффективность электромобилей, заявив, что с точки зрения выбросов углерода они якобы уступают гибридным автомобилям. По мнению Тоёды, массовое производство электрокаров в Японии может привести к росту эмиссий, учитывая доминирование ископаемых источников энергии в структуре генерации. Toyota, как и прежде, делает ставку на технологическое разнообразие — от традиционных ДВС и гибридов до водородных решений.

Однако исследования, проведённые в разных странах, указывают на обратное. Согласно работе китайского университета Цинхуа, несмотря на значительную долю угольной генерации, электромобили в Китае в среднем выбрасывают на 20–30% меньше CO₂ за полный жизненный цикл, чем бензиновые автомобили. Дополнительный анализ, проведённый China Automotive Technology and Research Center, показал, что электрокар компактного класса производит около 118 г CO₂/км, тогда как бензиновый аналог — 163 г/км.

Динамика развития энергетической отрасли также играет важную роль. В Китае доля безуглеродных источников энергии уже превысила 40% и, как ожидается, перевалит за 50% к 2030 году. На глобальном уровне, по данным исследования, опубликованного в Nature, в 95% регионов мира электромобили оказываются наименее углеродоемкими среди всех типов транспортных средств. Хотя на стадии производства BEV действительно сопровождаются большими выбросами — до 14 тонн CO₂, тогда как гибриды и ДВС ограничиваются 6–9 тоннами, разница компенсируется после 30–45 тысяч километров пробега. После этого BEV выходят в уверенный плюс по совокупным выбросам на протяжении всего срока службы.

Что касается гибридов, особенно подзаряжаемых (PHEV), они представляют собой переходную ступень, но не лишены недостатков. Исследования в Европе показали, что владельцы таких машин далеко не всегда заряжают их регулярно, из-за чего фактические выбросы оказываются выше заявленных. Обычные гибриды, такие как Toyota Prius, показывают умеренные улучшения в сравнении с ДВС, но при этом практически не используют электротягу как полноценный источник движения.

Параллельно производители аккумуляторов активно работают над снижением углеродного следа. Компании CATL и BYD увеличивают выпуск батарей на базе литий-железо-фосфатной (LFP) и LMFP-химии, не содержащих никель и кобальт. Это не только снижает себестоимость, но и уменьшает выбросы на этапе производства. По информации китайского центра CATARC, за последние четыре года углеродоемкость батарей снизилась примерно на 15%.

Несмотря на консервативные заявления Акио Тоёды, Toyota продолжает активное участие в электромобильной гонке. В Китае компания развивает стратегию China R&D 2.0 и тесно сотрудничает с ведущими местными технологическими партнёрами, включая Huawei, Xiaomi и Momenta. Совместные платформы с GAC и FAW уже легли в основу новых моделей BEV и PHEV, в том числе bZ3X и будущего флагмана bZ7.

Таким образом, несмотря на то что гибридные автомобили могут служить разумной альтернативой в условиях слабой зарядной инфраструктуры, мировые тренды и эмпирические данные всё отчётливее указывают на экологическое преимущество именно электромобилей. По мере дальнейшей декарбонизации энергетики и улучшения технологий батарей их эффективность будет только расти, укрепляя позицию BEV как основного инструмента в борьбе с транспортными выбросами.

Напомним, что Land Rover представил рестайлинговую версию Discovery Sport. Укажем, что Porsche всё ещё не ушёл из России из-за проблем с продажей бизнеса.

Реклама