Китайские автомобили, насытив российский рынок, уже получают нарекания пользователей. Эта ситуация продемонстрировала: полностью доверяться смене западных производителей на азиатские варианты нельзя. Особенно там, где применяются сложные механизмы, например, в секторе производства подъемных устройств. Российские курорты должны оснащаться надежным оборудованием, и отечественная промышленность может это обеспечить.
В «Национальном автомобильном союзе» бьют тревогу: здесь считают, что китайский автопром перенасытил российский рынок. Как отмечает вице-президент «НАС» Ян Хайцеэр, возник профицит китайских автомобилей в России – их слишком много, при этом постепенно снижается интерес потребителя к таким машинам: их эксплуатация доставляет сложности. Наблюдаются постоянные поломки, при этом самая главная проблема – с поставками запчастей к китайским иномаркам, их все еще не получается наладить.
Такая же ситуация может случиться и в других отраслях экономики. В частности, Китай с интересом смотрит на сферу российского туризма, которая сегодня переживает настоящий бум. Внутренний туризм сделал серьезный рывок и бурно развивается, а значит – нужна инфраструктура, оборудование, техника. Европейские производители канатных дорог – такие как Doppelmayr, Poma, Bartholet, ушли из России, кто-то их должен заменить. В Китае государственная политика ведется и в этой сфере – рынок китайских подъемников монополизировала государственная компания BMHRI, она оснащает своими канатками половину местных китайских курортов. Уже сейчас этот бренд пытается осваивать российские курорты, которые не так далеки от границы с Китаем – это Приморский край, Челябинская, Кемеровская и Иркутская область, но ввода в эксплуатацию пока нет. Идет и дальше, например, правительство Новгородской области рассматривает сейчас предложение BMHRI об оснащении ее оборудованием местного горнолыжного курорта. А ведь в России горнолыжный туризм сегодня один из самых востребованных, новые трассы разрабатывают в Мурманской области, в Магадане, на Шерегеше и даже в Центральной России. Каким оборудованием будут пользоваться туристы, чем курорты страны будут оснащать свои склоны? При том что китайские канатные дороги малонадежны, аварии с подъемниками BMHRI случались и на китайских курортах.
Дальновидные инвесторы делают ставку на российских производителей. Например, группа «Мантера» будет ставить на курорте «Архыз» отечественные канатки. «Мы изучили потенциал наших производителей и понимаем, что их доля вырастет на 25% в течение 7 лет. Это значит, что в новых горнолыжных проектах будут уже максимально задействованы российские технологии и решения», - отметил генеральный директор группы «Мантера» Вадим Трукшин.
Этому есть логичное объяснение. Российские производители выпускают подъемное оборудование с учетом высоких европейских требований качества, а также проходят все российские сертификации. Сервис, обслуживание и программное обеспечение таких канаток тоже будут обеспечены в бесперебойном режиме. С этой точки зрения надежд на азиатские рынки меньше: высокотехнологичное оборудование требует оперативного обслуживания и не должно зависеть от проблем с логистикой в поставке запчастей. Кроме того, китайские подъемные механизмы создаются под местные стандарты качества, которые ниже и европейских, и российских, а в России скоро появятся собственные новые стандарты безопасности. Если курорт оснастит свои трассы азиатскими канатными дорогами, то потом получит проблемы, ведь непрохождение сертификации производителем подъемников может привести и к простаиванию работы самого курорта.
«Мы не сильно знакомы с китайским горнолыжным рынком, наши горнолыжники переориентировались с европейских гор на российские и довольны катанием. Безусловно, знаменитые бренды европейских подъемников известны опытным любителям горных лыж, и они знают, что могут доверять этому качеству, - рассказывает Светлана Литвинова, турагент. - Точно так же, как доверяют лыжники и российскому оборудованию, помня еще советскую горнолыжную школу и надежность нашего оборудования, да и сейчас на ряде российских курортов мы поднимаемся на склон именно на отечественных канатках. Китай от нас далеко – не только по расстоянию, но и по развитию горнолыжного туризма в том числе. Поэтому сложно представить, что наши курорты доверятся китайскому оборудованию, это слишком рискованно».
Активность Китая объяснима: ему важно захватить зарубежные рынки, а Россия с этой точки зрения – площадка с большим потенциалом. Но и Россия понимает важность развития собственной промышленности. А сегодня отечественное производство достойно отвечает на вызовы времени, в туристической инфраструктуре в том числе.