Статьи14.07.2021 - 17:42

Мы можем удивлять мир: 10 уникальных концепт-моделей российского автопрома

14 июля 1896 года, ровно 125 лет назад, в Нижнем Новгороде появился первый российский автомобиль. Его представили публике конструкторы Пётр Фрезе и Евгений Яковлев, которые совместно работали над созданием машины. Её появление совпало с началом расцвета только родившейся автомобильной промышленности — во всём мире массово стали создавать, совершенствовать, серийно производить и модифицировать механический транспорт с двигателями внутреннего сгорания.

Со временем отечественный автопром продолжал развиваться, однако сильно отставал от западных, а потом и дальневосточных (японских и корейских) моделей. Традиционно «принято» ругать российские машины, хотя отечественные производители неоднократно совершали прорывы в промышленности. Правда, нередко хорошие идеи глохли уже на стадии концепции. В этом материале мы расскажем о самых ярких, смелых и инновационных (для своего времени) концепт-карах отечественных производителей.

 

 

ВАЗ-1151 «Гном»

 

Опытный образец микролитражного городского автомобиля, продолжатель рода «Оки» и ответ южнокорейскому Daewoo Matiz. Машину начали собирать в конце 1980-х и планировали массово запустить в производство за пару лет. Машина выглядела очень прилично: три двери, четыре полноценных посадочных места, 280 килограммов снаряженной массы и разгон до 120 км/ч. «Гном» выгодно отличался от «Оки» и позиционировался как простой и надежный автомобиль для поездок на работу и по городским делам.

 

 

Проекту не суждено было сбыться, так как вмешалась история, которая к тому времени фиксировала на своих страницах перестройку и развал СССР. А жаль.

 

 

ВАЗ-1121 «Ока-2»

 

Ещё один потомок легендарной «Оки», только с комфортом. КАМАЗ взялся за разработку, а выпуск возложили на АвтоВАЗ в 2003 году. Новая «Ока» — почти полный аналог «Матиза», только в два раза дешевле. Электросистема, кондиционер, подушки безопасности, электропривод руля прилагаются.

 

 

К сожалению, на новую модель АвтоВАЗ мощностей не нашёл. Судьба завела модель в безвременье уже на четвертом опытном образце.

 

 

LADA Revolution I-III

 

Гоночный болид от АвтоВАЗа и Renault Group для кольцевых гонок, который собрали в 2004 году. Проект остановился на уровне концепта, так как мировой кризис 2008 года чудовищным молотом разбил вдребезги все амбиции российских автоконструкторов. Правда, часть задумок всё же удалось воплотить в спортивных версиях «Калины».

Lada Revolution не была похожа ни на одну из моделей, сходивших с конвейера АвтоВАЗа ранее. Легкосплавная ходовая часть, углепластиковый кузов, мощный отечественный мотор, разгон до сотни за 6,5 секунд — и это базовая версия. Представьте такой «жигуль» на улицах города!

 

 

УАЗ-3165 «Симба»

 

 

Полноприводный качественный минивэн, который должен был сменить старые «буханки» УАЗ-3162. Компактный, но просторный, с разными модификациями, включая 13-местный удлиненный вариант и дизель-электрический гибрид.

 

 

Проект даже успели пустить в производство, однако очередной кризис не позволил мечтам сбыться. В этот раз финансовые беды хлопнули по карманам автолюбителей, которые попросту не могли себе позволить эту модель, предпочитая либо зарубежные аналоги, либо более дешёвые модели в своём сегменте.

 

 

LADA Rapan

 

А эта модель вообще никак не ассоциируется с отечественным автопромом. Электрический экспериментальный автомобиль с огромными окнами — буквально аквариум на колёсах — собрали в 1998 году и сразу отправили на Международный Парижский Автосалон. Концепт вызвал невероятный успех. Машина была полностью готова к серийному выпуску. Требовались только инвесторы.

 

 

Просторный салон, разгон до 90 км/ч, невероятная футуристичная приборная панель. Все приборы уместили в руль, туда же установили подушку безопасности. Выглядит круто, но вот партнёрами проект не оброс: никто из энергетиков в то время не рискнул создавать новую инфраструктуру.

 

 

ВАЗ-2120 «Лада Надежда»

 

 

Переднеприводной 7-местный минивэн на платформе «Нивы». Сделали небольшую серию да закрыли проект в 2006 году. Переднеприводной автомобиль с двигателем объёмом 1,7 литра стал первым российским минивэном.

 

 

Однако ряд сомнительных конструкторских решений лишили «Ладу Надежду» надежд на существование. Сейчас модель можно найти на «Авито», она дешёвая по цене и в обслуживании. АвтоВАЗ пару раз вскользь упоминал о планах вернуться к идее запуска современной версии «Надежды», но уже на обновленном шасси рестайлинговой «Нивы»-2019. Но пока без конкретики.

 

Marussia F2

 

 

Семиместный паркетник с уникальным дизайном. Ничего подобного потребитель в продуктах отечественного автопрома не видел и уже не увидит. Модель в своём классе опережала даже Mitsubishi и Toyota. Сдвижные двери, крутая приборная панель, стилизованная под самолёт, 4-ступенчатый автомат, пружинная подвеска...

 

 

 

Но, по доброй традиции, всё хорошее в российском автопроме канет в бездну ещё на этапе концепта. Причина банальная: денег нет, покупайте «Гранту».

 

 

Aurus-4124 «Комендант»

 

 

Кроссовер представительского класса для правительства. Большой, красивый, солидный и строгий. О технических характеристиках известно немного (вообще ничего), имеем только пару фото и рендер с презентации. Да этого и достаточно, по сути, потому что простым смертным купить этот автомобиль всё равно не удастся. По крайней мере, в первые несколько лет после запуска массового производства.

 

 

Tagaz Aquila

 

Автомобиль, который смог. Российская модель сумела не просто пробить «проклятье концепткара», но ещё и выйти на европейский рынок. Спортивный седан разрабатывал Таганрогский автомобильный завод, и это был первый серийный отечественный спорткар. Стеклопластиковый кузов, агрессивный дизайн, отличная динамика и, самое главное, невероятно низкая цена — это заставило сердечки европейских автолюбителей растаять. На сегодняшний день аналогов Aquila до сих пор нет.

 

 

Сейчас машина производится во Франции под названием MPM Erelis. На хэппи-энд фатально повлияла финансовая сторона вопроса: в очередной раз очередной кризис предсказуемо пошатнул хрупкую экономику, чем обанкротил ТагАЗ и лишил россиян радости лицезреть на дорогах эту модель. Остаётся только любоваться ей во время путешествий по Европе.

 

 

Фото: из открытых источников

Реклама