Резкое укрепление рубля заставило многих потребителей пересмотреть ценники в уме: 5 декабря на бирже Forex доллар упал до 74,87 рубля, впервые с мая 2023 года опустившись ниже отметки в 75 рублей. Казалось бы, логично: раз валюта становится дешевле, то и стоимость импортных автомобилей должна снижаться. Однако на российском авторынке существует мощный сдерживающий фактор – утилизационный сбор, который оказывает влияние быстрее, чем изменение курса.
Как отмечает генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, хотя укрепление рубля и выгодно покупателям, его положительное воздействие быстро нивелируется обязательными платежами. Он предполагает, что для параллельного импорта снижение курса может дать незначительное уменьшение стоимости, но увеличение утильсбора, вступившее в силу с 1 декабря, и последующие аналогичные меры, сводят на нет всякую выгоду.
Кроме того, существует еще один сдерживающий фактор: с 1 января 2026 года ожидается очередное повышение утильсбора минимум на 10%, и рынок учитывает этот факт заранее.
Что касается официального импорта и дилерских сетей, то здесь реакция на изменение курса обычно растянута во времени: контракты, складские запасы, маркетинговые планы и программы кредитования не могут быть изменены мгновенно. К тому же, запасы многих брендов крайне малы, а в условиях дефицита скидки урезаются в первую очередь.
Названы автомобили, которым грозит блокировка в России. В Toyota заявили, что не покидали российский рынок.