Министерство транспорта России планирует ввести запрет на трудовую деятельность в такси для водителей, не состоящих в трудовых отношениях с таксопарками. Это касается водителей, работающих по аренде, но оформленных как самозанятые или вообще нелегально.
В связи с этим готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые призваны уменьшить долю нелегальных мигрантов в сфере, составляющую до 40% по данным профсоюза «Таксист».
Согласно нововведениям, таксопарки и службы аренды автомобилей обязаны заключать трудовые договоры с водителями, что позволит улучшить правовой статус работников. На данный момент большинство из них оформляются как самозанятые, что облегчает налоговую отчетность для работодателей и упрощает процесс разрешения споров.
Заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев отметил, что подобная практика подменяет трудовые отношения и лишает водителей законных прав. По его словам, результаты обсуждений о трудовых правах водителей выявили, что работодатели научились скрывать реальные трудовые отношения, что требует коррекции законодательства.
Спартак Заболоцкий, руководитель таксопарка «Шоколад», добавил, что в многих компаниях подавляющее число водителей работают на арендованных автомобилях, а сами они являются самозанятыми. Он подчеркнул, что такой подход выгоден работодателям из-за упрощения налоговой отчетности и легкости разрыва отношений с водителями, попавшими под санкции агрегаторов.
Гусев уточнил, что режим самозанятости был введен не для замены трудовых договоров, и таксисты должны иметь все права, предусмотренные законодательством. Ожидается, что изменения в законопроекте «О такси» позволят вернуть рабочие часы, выходные, а также социальные гарантии, такие как пенсионные отчисления и выплаты по больничным листам.
При этом в Минтрансе считают, что внедрение трудовых договоров поможет легализовать труд мигрантов с патентами и даст возможность контролировать их как рабочую силу, что особенно важно для борьбы с экстремизмом и терроризмом, пишут «Известия».
Напомним, что, по информации «Яндекс.Такси», к концу 2024 года в России может не хватать около 130 тысяч водителей. Чтобы привлечь новых сотрудников, компания обсуждает возможность введения экспериментального правового режима, который позволит оцифровать часть требований, но с усилением контроля и мер безопасности в сфере такси.