Специалисты из Frank RG отмечают уменьшение привлекательности традиционных автокредитов из-за навязывания дополнительных услуг и манипуляций с платежами. За январь–октябрь 2024 года российские банки выдали 1,45 миллиона автокредитов на сумму 2,06 трлн рублей.
Рынок автомобильных кредитов в России претерпевает значительные изменения. Если раньше автокредит считался единственно верным решением для покупки машины в кредит, то сегодня ситуация кардинально изменилась. По данным аналитической компании Frank RG, потребительский кредит становится всё более привлекательной альтернативой.
В октябре 2024 года общая стоимость займа при оформлении автокредита достигла 150% от первоначальной стоимости автомобиля. Это означает, что фактически вы переплачиваете половину стоимости машины. Потребительский кредит в этой же ситуации показал более привлекательные условия – 150% против 146%. Разница, хоть и небольшая, но ощутима, особенно при крупных суммах. Причина такого расхождения кроется в специфике автокредитования.
Главный минус автокредитов – дополнительные расходы. Банки часто навязывают страховые продукты, увеличивающие общую сумму переплаты. Кроме того, нередки манипуляции с платежами и скрытыми комиссиями, которые выливаются в дополнительные затраты для заёмщика. Потребительский кредит, как правило, более прозрачен и свободен от подобных "сюрпризов".
Данные РБК подтверждают этот тренд: на вторичном рынке автомобилей уже более половины (53%) кредитных сделок оформляются с использованием потребительских кредитов, в то время как классические автокредиты составляют лишь 47%. На рынке новых автомобилей ситуация другая: доля потребительских кредитов составляет всего 14%, что на 6% меньше, чем годом ранее. Это говорит о консерватизме покупателей новых машин, которые пока склонны доверять традиционным автокредитам. В целом же, 47% новых автомобилей и 17,6% подержанных продаются с использованием кредитных средств.
Ситуацию усугубляет значительный разрыв между ростом цен на автомобили и доходами населения. За последние три года цены на автомобили выросли на 76-77%, в то время как средний доход на душу населения увеличился лишь на 43%. Это вынуждает всё больше людей прибегать к кредитованию. В текущем году 57,6% покупателей автомобилей с доходом до 90 тысяч рублей использовали кредитные средства. Более того, 7% из них дополнительно брали займы помимо основного автокредита или потребительского кредита, что свидетельствует о серьёзных финансовых трудностях.
За период с января по октябрь российские банки выдали 1,45 миллиона автокредитов на сумму 2,06 триллиона рублей. Аналитики прогнозируют, что к концу года объем выдач достигнет 2,56 триллиона рублей, что на 66% больше, чем в прошлом году. Это говорит о неугасающем спросе на автомобили, несмотря на высокую стоимость и необходимость кредитования.
Ранее сообщалось о сокращении инфляции в России.