Операторы снизили число перевозок по железным дорогам.
Увеличение ключевой процентной ставки до 12 процентов и рост цен на железнодорожные вагоны и цистерны начали оказывать серьезное воздействие на рынок грузоперевозок. Некоторые операторы уже приняли решение приостановить закупки, так как новые условия аренды сделали невозможным обновление и расширение парка вагонов, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка.
Среднесуточные ставки аренды в новых условиях стали ниже, чем лизинговые платежи, что означает недостаток средств для обновления парка. Кроме того, даже те, кто хотел бы увеличить свои перевозочные мощности, столкнулись с тем, что текущие цены на вагоны кажутся слишком высокими. Поскольку срок окупаемости вагонов может составлять до 15 лет, это решение становится особенно важным.
Одной из главных причин подорожания вагонов и полувагонов стало увеличение производственных издержек в машиностроении на 10 процентов. Стоимость новых полувагонов без учета налогов достигла пяти миллионов рублей. Эксперты также отмечают, что цены на вагоны, поставляемые в 2024 году, выросли на 40 процентов по сравнению с концом 2022 года, и это еще не учитывает общую инфляцию и рост цен на металл.
Дефицит персонала тоже повлиял на увеличение издержек, поскольку четыре крупнейших производителя железнодорожных вагонов столкнулись с нехваткой 15 процентов рабоников. Это вынудило компании поднимать зарплаты, чтобы сохранить сотрудников.
Хотя парк вагонов в России достиг рекордных 1,3 миллиона единиц в июле и вырос на 16,9 процента за три года, эксперты утверждают, что это не означает избыточного количества. Увеличение числа вагонов связано с увеличением дальности перевозок и загруженностью железнодорожной сети, и в меньшем парке вагонов хронически не хватало бы для удовлетворения потребностей.