Как стало известно, 30 июля планировалось окончание операции по передаче бойцов «Вагнера», которые попали в плен туарегов в Мали. Как закончилась операция? За что Россия решила отомстить? При чем тут Минобороны и почему не стоит расслабляться, если за нами численное большинство? Об этом и не только читайте далее…
Как ранее сообщалось, начиная с 20 июля военные Мали при поддержке бойцов «Вагнера» проводили разведку на алжирской границе. Операция проходила ограниченными силами, а ее целью было обнаружение мест дислокации боевиков, являющихся участниками «Координационного Движения Азавада» и запрещенной группировки «Джабхат Наср аль-Ислам валь-Муслимин», которая аффилирована с не менее запрещенной в РФ «Аль-Каидой».
22 июля в н.п. Ин-Афарак были найдены только топливные хранилища. После того, как армия отошла, заявив о полном контроле над деревней, в населенный пункт снова вторглись туареги (воинственное афроплемя, которое уже около века воюет за формирование независимого государства).
«В то же время один из конвоев численностью до 20 машин продвигался по направлению к городу Тин-Заутин — последнему крупному оплоту боевиков «Азавада» на этом направлении», - информировал «Рыбарь».
Фото: архив Reuters / Joe Penney
На следующий день, 23 июля, правительственные силы добрались до Бугессы. Однако там их ждал неприятный сюрприз – по ходу их движения колонна подорвалась. Это было СВУ, которое изготовили и заложили сепаратисты. Это произошло в долине Вади Тамассахарт.
Через три дня, примерно на расстоянии 20 км от города, произошло столкновение уже с повстанцами «Азавада». За первый день боестолкновений получилось прижать боевиков к городу на расстоянии 7 км и ликвидировать одного из полевых командиров.
Позднее стало известно, что концентрированная группировка повстанцев в Тин-Заутине достигла численности в 900 человек. Однако бои пришлось остановить из-за начавшейся сильнейшей песчаной бури. В таких условиях стороны были вынуждены оттянуть войска от линии боевого соприкосновения. 26 июля бой продолжился уже по инициативе туарегов.
Силы и техническое оснащение террористов превосходили возможности вагенроввцев
Трагические события стали развиваться 27 июля. Правительственные силы с окраин города отступали, а вот туареги не прекращали стягивать силы. В какой-то момент в бой вступили боевики из малийской «Аль-Каиды», которой называют группировку «Джамаат Наср аль-Ислам валь-Муслимин».
При активной поддержке «Азавады» они устроили засаду на колонну ВС Мали и «Вагнера». Точку для атаки они выбрали и подготовили заранее: это была местность около гор Тин-Гамира, которую они заминировали. После того как произошел подрыв колонны, к месту мгновенно примчались туареги, фактически зажавшие оставшихся бойцов.
Увы, но бой оказался не в «нашу пользу», закончившись полным разгромом и взятием в плен выживших. Не обошлось и без жертв. В числе погибших «музыкантов» был и администратор тг-канала Grey Zone Никита (позывные «Белый» и «Пятисотый»).
Официальный комментарий по поводу случившегося в Мали вагнеровцы выпустили 29 июля в тг-канале «Разгрузка Вагнера». В сообщении говорилось, что в течение нескольких дней, с 22 по 27 июля ВС Мали и бойцы 13-го штурмового отряда ЧВК «Вагнер» в районе н.п. Тин-Заутин вступили в ожесточенные бои. Командовал объединением Сергей Шевченко (позывной «Пруд»).
Далее говорилось о том, что удалось ликвидировать большинство исламистов и заставить бежать остальных. Однако та самая песчаная буря дала возможность противнику провести перегруппировку, увеличив численность до 1000 человек.
После этого командиры «Вагнера» отправили на подмогу дополнительные силы. Однако несмотря на слаженные действия «музыкантов» и удачную попытку отразить атаку радикалов, следующий двухдневный бой завершился потерями в «оркестре». Среди погибших и командир 13-го отряда Сергей «Пруд» Шевченко и еще более 20 бойцов.
«...Радикалы увеличили число массированных атак, воспользовавшись тяжелым вооружением, БПЛА и шахид-мобилями, что повлекло потери со стороны ЧВК «Вагнер» и солдат FAM», - уточнили в «Вагнере».
После гибели «Пруда» командование 13-м отрядом принял офицер с позывным «Русич». В одноименном тг-канале он сообщил, что после той операции там осталось порядка 80 раненых. Еще более 15 человек попало в плен.
«Это что касаемо российских наших товарищей, военнослужащих, которые представляют интересы России», - пояснил «Русич».
Офицер постарался достучаться до Минобороны РФ для оказания помощи в процессе вывоза с Мали оставшихся бойцов. Со своей стороны он дал обещание, что для «спасения пацанов» он сделает все, в том числе безвозмездно соберет добровольцев, кто пойдет за ним.
За вагнеровцев отомстили
Похоже, достучаться до министерства получилось, так как тг-канал Win/Win проинформировал об окончании процесса по передаче пленных «музыкантов» и тел погибших для отправки на Родину.
Подчеркнем, что на данный момент официальных сообщений о том, оказало ли помощь МО в освобождении пленных нет, но сразу несколько источников категорически утверждают, что министерство и лично Белоусов своих не бросило, проведя оперативные переговоры по сделке о выкупе.
«Причем, в обменном процессе ключевую роль сыграли как раз представители Минобороны России», - утверждал «Рыбарь» еще 28 июля.
Официальных комментариев не поступало и от самого МО. Однако, кроме выкупа пленных, Белоусов неофициально распорядился ответить террористам. В итоге вечером 30 июля последовал ответ: по малийскому Тин-Заутину, который заняли радикалы, был нанесен удар. В результате база туарегов была уничтожена «под ноль».
Кроме того, сообщается о 40 ликвидированных террористах, попытавшихся сбежать оттуда на грузовике. Однако «рука возмездия» их накрыла, сравняв с землей. То, что к этому жесткому ответу имеет отношение МО, уверены многие военкоры и эксперты, и главе министерства в том мщении отводится особая роль. Потому что Белоусов своих не бросает.