Авиакатастрофа под Актау обрастает как новыми подробностями, так и новым «шлейфом» сопутствующих событий, заявлений, реакций.
Так, своё слово решила высказать актриса Яна Поплавская, известная тем, что комментирует порой самые разные события.
Как мы не раз сообщали, президент Азербайджана Ильхам Алиев потребовал от России, чтобы мы извинились за катастрофу борта 4К-AZ65 рейса J2-8243, летевшего 25 декабря из Баку в Грозный.
Также Ильхам Гейдарович как ребёнка отчитал и Россию, и всё наше руководство: дескать, мы должны были своевременно признать свою вину за инцидент с гибелью под Актау 38 человек.
Это-то и возмутило Поплавскую:
«Откуда такая дерзость? Ещё нет никаких данных расследования, а Алиев уже назвал виновных!», - заметила она.
И верно: Алиев в таком случае должен представить либо свои данные, либо результаты расследования. Единственное, что он заявил, так это следующее:
«Азербайджанский гражданский самолёт получил повреждения извне на территории России».
Кроме этого, президент кавказского государства потребовал как наказать виновных, так и выплатить компенсации семьям погибших и пострадавшим в этом авиаинциденте. Что ж, требования заявлены. Теперь разберёмся, что в действительности произошло в небе над Грозным днём 25 декабря.
Утром 25 декабря азербайджанский «Эмбраер-190» рейса 8243 летел из Баку в Грозный. Однако, на беду, в очередной раз «по Кавказу» активизировался преступный киевский режим.
По городам Владикавказ, Моздок, Грозный шли активные атаки беспилотников. Это признал, кстати, Владимир Путин в ходе своего разговора с Алиевым по поводу авиакатастрофы позднее.
Борту предложили уйти на запасной аэропорт в Махачкалу, что он и сделал. Однако тамошний аэропорт Уйташ отказался принять его, и пока непонятно, почему. Пилоты приняли решение лететь в казахский Актау.
Сделав два круга над аэропортом Актау, самолёт рухнул. Первоначальной версией было столкновение с птицами, однако в день катастрофы в ТГ-каналах появилась и «версия ПВО».
26 декабря Алиев заявил, что самолёт был приведён в неуправляемое состояние средствами РЭБ и подвергся, якобы, обстрелу с земли, что повлекло повреждения хвостовой части воздушного судна.
Впрочем, тут сразу возникает вопрос: если самолёт случайно подвергся обстрелу системами ПВО под Грозным, как он вообще долетел до Актау? Это примерно с час лёту для коммерческого самолёта.
Отверстия в фюзеляже могут быть следами осколков ракеты, а могут быть следами разрушения на земле или тех самых несчастных чаек. В любом случае: проблема даже не в том, что гражданский самолёт мог оказаться мишенью для наших систем ПВО.
А в том, что от нас требуют извинений непонятно за что. Будут результаты расследований – тогда будет другой разговор. Если даже он был сбит, нужно понять кем или чем.
В конце концов, столкновения самолётов и БПЛА тоже случались. И украинский режим давно показал, что не чурается никаких средств. Если и был инцидент с нашей ракетой ПВО, то единственный прокол местных властей в Грозном в том, что они не закрыли аэропорт на время отражения украинской атаки.
В общем, Владимир Путин – заложник политеса и дипломатических нюансов, потому он и извинился. Но ровно за то, что инцидент произошёл в нашем воздушном пространстве. Остальное – удел следствия по факту катастрофы.
Есть, кстати, пример из прошлого, связанный с той же злосчастной Украиной. В октябре 2001 года украинской зенитной ракетой над Черным морем был сбит российский Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Погибли 66 человек.
Тогдашний президент Кучма, конечно, извинился за трагедию. Ракета поразила самолёт в ходе российско-украинских военных учений, это не было преднамеренным. Однако почти тут же Кучма вполне по-хамски заявил:
«Мы не первые, не последние. Не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду».
После чего ещё более по-хамски отказался увольнять с должности тогдашнего министра обороны Незалежной Кузьмука. Это повергло в шок не только родственников погибших россиян, но и соратников самого украинского президента.
В отставку подал пресс-секретарь Кучмы Александр Мартыненко. Кстати, из военных «Укропии» никто не предстал перед судом тогда.
Исходя из этой истории: а не хочет ли Ильхам Алиев потребовать извинений у некоего гражданина Украины по фамилии Зеленский? Статус его, правда, малопонятен, однако всё же?
Мы и не думаем призывать к тому, чтобы наше руководство вело себя «по-незалежному». Хамство не приветствуется нигде. Если покажут результаты расследования, что это была случайная ракета ПВО, значит – один исход.
А если они покажут, что это был, например, взорвавшийся рядом с лайнером украинский беспилотник? Вот тогда Поплавская снова напомнит о себе и будет вновь права.
Пока же всем нам, рядовым людям, президентам – надо запастись терпением. Это единственный совет Алиеву и его коллегам. Россия – не Украина.