Статьи30.04.2025 - 18:49

Медведь-пьяница и сплошной обман. Как создавали «Особенности национальной охоты» – комедию, вытащившую Россию из депрессии

Фильм «Особенности национальной охоты», ставший одним из самых узнаваемых и любимых комедийных произведений российского кинематографа, появился на свет благодаря удивительному стечению обстоятельств. Его создание кардинально отличалось от привычного творческого пути режиссера Александра Рогожкина, известного своими камерными фестивальными работами. Более того, страна находилась в сложной ситуации, и только здоровый юмор мог укрепить веру соотечественников в будущее. О том, как создавалась культовая лента – читайте в нашей статье!

Фото: кадр из к/ф "Особенности национальной охоты", источник: kinopoisk.ru

Неожиданное вдохновение

История создания фильма началась с приглашения коллеги Рогожкина по Ленфильму Михаила Кирилюка, страстного охотника, который однажды взял режиссера с собой на охоту. Для Рогожкина – интеллигентного человека с тремя высшими образованиями – увиденная реальность русской охоты стала настоящим шоком. Именно это несоответствие между литературными образами и действительностью легло в основу будущего сценария. Как потом вспоминал режиссер, он в значительной части видоизменил полученный опыт, чтобы кино получилось народной картиной, а не карикатурой на народ:

«Честно говоря, если бы я написал все, что происходит в реале на охоте, то меня бы просто затоптали ногами и сказали бы, что я издеваюсь над российским народом, над охотниками, рыболовами».

Жесткий артхаус

Съемочная группа расположилась в Карелии, в бывшем пионерском лагере, где были воссозданы необходимые декорации. Интересно, что актерский состав долгое время был уверен, что участвует в авторском артхаусном проекте - режиссер специально поддерживал эту версию, чтобы избежать искусственного юмора. Рогожкин не хотел, чтобы его фильм становился комедией, но без народного юмора тоже невозможно было обойтись.

Важную роль в фильме сыграл случайный выбор исполнителя главной роли иностранца Райво - им стал настоящий финн Вилле Хаапасало. Это решение значительно усилило эффект контраста между ожиданиями европейца и реальной картиной русской охоты. Правда, тут тоже не обошлось без подтасовки. На деле Хаапасало уже который год учился в Петербургской Академии сценических искусств и блестяще владел русским языком. Но чтобы эффект был заметнее, режиссер просил финна говорить на более финском русском.

Что касается самого егеря, то роль досталась Виктору Бычкову. Интересно, что сам Бычков никогда не носил бороду. Как только артист получил приглашение на съемки, он перестал бриться – так отечественный кинематограф получил колоритного персонажа, который затем появится еще не в одной ленте.

А вот роль генерала Иволгина, которую исполнил Алексей Булдаков, имела очень четкий прототип. Все зрители увидели в нем набиравшего популярность генерала Лебедя, который пользовался популярностью не только среди солдат, но и среди гражданских.

«Пошел, купил кассету. Пришел домой, поставил. Знаешь, Алексей, я в одном месте чуть не расплакался, настолько похож», – вспоминал Булдаков о встрече со своим прототипом Александром Лебедем.

Сломанные ребра и утопленники

Съемочный процесс был наполнен непредвиденными ситуациями и сложностями. Особенно запомнились актерам сцены в бане, которая на самом деле была ледяной, и эпизоды в озере, где уже намечался первый лед. Алексей Булдаков, исполнявший роль генерала, получил травму ребра во время съемок побега от медведя. Артист споткнулся об валун и упал, но мужественно рассказал весь текст. Позже, как оказалось, в той сцене Булдаков сломал себе ребро.

Во время создания фильма в воде побывали практически все актеры, но вот съемки для Виктора Бычкова чуть не обернулись трагедией. В одной из сцен он упал в воду в своем плаще. Как оказалось, плащ впитал влагу и стал весить более 200 килограммов. Такой вес в воде вряд ли смог бы кто-нибудь выдержать. На помощь пришли коллеги по цеху, которые вовремя спасли артиста.

Знаменитый медведь по имени Боря, найденный у уличных фотографов, стал настоящей звездой фильма. Несмотря на свой характер и любовь к спиртному, он прекрасно взаимодействовал с актерами, особенно с Виктором Бычковым, воплотившим образ Кузьмича. Правда не обходилось без эксцессов. Однажды Боря откусил фалангу одному из работников, а в одном из кадров даже зацепил Семена Стругачева.

Курьезные моменты

Испытанием для всех стали съемки в бане. Актеры играли без одежды, в то время как съемочная группа сидела в тулупах.

«Мы обмазывались жиром, чтобы как бы быть потными, а баня была холодная. Мы там не грелись, а сидели и терпели. Потом надо было бежать и прыгать в холодную воду. Это ужасно, было несколько дублей. Это целый день съемок на морозе», - рассказывал Семен Стругачев.

Одним из самых необычных эпизодов стали съемки коровы в бомболюке списанного военного самолета. Декораторы долго пытались отговорить режиссера от этой затеи, но Рогожкин настоял на своем. Потребовались значительные усилия, чтобы поместить животное внутрь самолета. В итоге корова оказалась в самолете, а эпизод стал одним из самых смешных в фильме. Так сказать, изюминка.

Триумфальный успех

Премьера фильма на «Кинотавре» в 1995 году стала настоящим сюрпризом для всех участников кинофестиваля. Премьера проходила при полупустом зале – никто не верил в успех картины, а другие режиссеры и конкурсанты в уме уже раздали премии. Но неожиданно для всех картина получила Гран-при. Затем последовал оглушительный успех на кинофестивале в Карловых Варах.

Но главным призом киноленты все-таки стала всенародная любовь. Фильм быстро распространился через видеокассеты, став настоящим народным хитом. Фильм разошелся на цитаты, а многие зрители не верили, что таких колоритных персонажей сыграли профессиональные артисты, а не местные жители карельского поселка.

Ранее мы рассказывали вам о том, как создавалась культовая советская комедия "Любовь и голуби", и почему цензура готова была запретить этот шедевр.

Реклама