Недавно наши европейские «друзья» неожиданно для всего цивилизованного мира вспомнили о существовании международного права. Интересная у них память, избирательная. Ранее, когда ЕС заморозил российские активы, ни о каких правах речь не шла. Потом Евросоюз водил хоровод вокруг российского каравая и примерялся, как же его надрезать и передать Украине. В этот момент тоже никто не озадачился вопросом «имеем ли право распоряжаться чужим имуществом?». Как тут вдруг раздался истошный вопль: международное право ущемлено! Так кому там, на Западе, кто и что конкретно прищемил? Сейчас разберемся.
А началось все с того, что МИД Италии со свойственной всем представителям этой эмоциональной нации экспрессией накинулось на российского посла с обвинениями: обокрали!
Антонио Таяни
«Правительство просит разъяснений по вопросу национализации Ariston. Также работаю с Брюсселем и с Германией», — написал на своей странице в соцсетях 27 апреля глава итальянского внешнеполитического ведомства Антонио Таяни.
Пришлось российскому послу в Италии Алексею Парамонову объяснять возмущенному дипломату на доступном ему языке, что передача во временное управление АО «Газпром бытовые системы» компаний BSH Hausgeräte («дочки» производителя бытовой техники Bosch) и итальянской Ariston (дочернего предприятия Indesit Company, которая также занимается производством бытовой техники) является не более чем вынужденным шагом в ответ на...
«…недружественные и противоречащие международному праву действия США и примкнувших к ним иностранных государств, направленные на незаконное лишение России, ее юридических и физических лиц права собственности и/или ограничения этого права на имущество, находящееся на территории этих государств».
Другими словами, итальянцы на собственном сапожном государстве увидели действие старого как мир закона: как вы к нам, так и мы к вам. И их это явно не порадовало.
Фото: из открытых источников
Пришлось возмущенным европейцам напомнить о том, что в марте прошлого года компания Bosch заявила о сокращении бизнеса в России, так как:
«... были замечены признаки того, что детали стиральных машинок могут использоваться в негражданских целях».
Подобным образом руководство компании намекнуло, что российские ракеты летают исключительно на запчастях от бошевских стиралок. Урсула фон дер Ляйен не даст соврать.
Мы уже имели возможность наблюдать за тем, как стремительно в рядах европейцев развивается избирательная амнезия. Люди по ту сторону границы и разума, сочиняя новый пакет санкций против России (опять запретят завозить постельное белье с клопами?), начисто забыли о возможном ответе в виде контрсанкций. Крайне болезненных, между прочим.
ЕС заморозили около 300 миллиардов российских активов. Россия в ответ заморозила европейских активов на сумму более 100 миллиардов. Вот только Евросоюзу морозить больше нечего, а у России широкое поле деятельности.
Фото: из открытых источников
Давайте ради интереса вспомним, что же на территории России есть чужестранного и потенциально контрсанкционного?
На протяжении долгих лет Европа переносила в Россию множество опасных пищевых производств, как, например, свиноводство и птицеводство. Они считаются грязными, поскольку производят много отходов. В Европе подобные объекты облагаются колоссальными налогами, ведь утилизация – недешевое удовольствие. В России же отходы птице- и свинофабрик сливаются в реки, а вкусное мясо отправляется, например, в Голландию. Нет ощущения, что настала пора поменять что-то в этой схеме?
Вспомним, например, о том, что 75% уставного капитала «Райффайзенбанка» принадлежат австрийской страховой группе. И это не единственный европейский банк, который задержался в нашей стране, потому что не желает терять столь прибыльную площадку.
Фото: из открытых источников
Выгнать взашей или еще лучше национализировать чужеродные финансовые учреждения – почему бы и нет? Если запретить работу европейских кредитных учреждений, которые продолжают функционировать на территории нашей страны, это станет ощутимым ударом для экономики ЕС.
Нехилым хуком справа для Евросоюза окажется отказ продавать европейцам российское углеводородное сырье. Оно у нас не залежится, так как за ним уже выстроилась очередь: Китай, Индия и другие страны. На окрики Европы никто из них оглядываться не будет: дружба дружбой, а табачок врозь.
На территории России имеется немало того, чем европейский бизнес владеет, скажем так, опосредованно. По углам попрятано огромное количество иностранных активов, и все они известны: те же производства, выработка месторождений полезных ископаемых и многое другое. Все это – золотая жила для Европы, от которой она, разумеется, не планирует отказываться и продолжает пользоваться под шумок.
Фото: из открытых источников
Национализация подобных активов, во-первых, оборвет ту ниточку, через которую в Европу, а от нее на Украину, тянутся огромные деньги. А во-вторых, в госсобственности окажутся налаженные и оборудованные производства – хороший повод для радости россиян.
И серьезная причина для огорчения европейцев, которые продолжают из всех утюгов мира орать о вселенской несправедливости, допущенной Россией. В этом крике отчаяния слышится сразу несколько оттенков трагедии. Ведь Запад уже понял, что ему не выстоять против России в войне санкций и активов: слишком европейская кишка тонка.
Тем более что заморозка российских активов и попытка откусить от этого пирога уже отпугнула от европейцев азиатских и ближневосточных инвесторов, которые поняли, что хранить там свои сбережения слишком опасно. А вот Россия кажется вполне приемлемым вариантом.
Владимир Путин подписывает указ
Указ о национализации компаний Ariston и BSH Hausgerate GmbH, который подписал Путин – явно выступление на публику. Европейскую, конечно. Президент РФ доходчиво, на наглядном примере продемонстрировал Западу, что готов приступить к активным действиям, которые в конечном итоге могут оставить страны Евросоюза без штанов.
Таким образом, показательная порка Кремля в виде санкций и заморозки активов с каждым днем все больше начинает напоминать самострел.
«Собственно, для нас уже нет особой разницы, как распорядится Евросоюз нашими деньгами: оставит в замороженном виде или кому-то передаст, - прокомментировал изданию «Свободная пресса» экономист Андрей Бунич. - А вот для Евросоюза это вопрос выживания, потому что ему выгоднее российские активы не трогать, но Штаты наверняка начнут давить, пытаясь втянуть европейцев в заранее проигрышное предприятие. Судя по громкому вою, который подняли европейцы из-за национализации Ariston и BSH Hausgerate GmbH, они наконец-то осознали, что оказались между молотом и наковальней».