Чем ближе срок истечения полномочий Владимира Зеленского – 20 мая – тем более нервной является обстановка на Украине. И нервничать есть от чего. К этой дате, судя по всему, готовятся многие силы, как внутри страны, так и вне её.
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров указал, что вопрос признания Зеленского полноправным президентом Украины к 21 мая может потерять смысл.
Сейчас президентские выборы в стране отменены вследствие войны указом самого Зеленского. С 21 мая он останется на деле диктатором, правящим только в силу военного положения. Иного легитимного способа обосновать своё право руководить страной, кроме как победить на выборах, у Зеленского нет.
Проблемой это может стать и для возможных переговоров о мире, так как чисто технически у Зеленского закончатся полномочия. Если же он будет их вести в ранге «военного диктатора», его преемники смогут отменить итоги переговоров на этом основании.
Даже на самой Украине понимают шаткость положения нынешнего президента. Украинский специалист по государственному праву Андрей Магера утверждает, что вынужденность нынешнего положения дел даёт право Зеленскому оставаться после срока на посту, однако тот шагает по «натянутому канату».
«Он должен понять это и вместо того, чтобы бороться с противниками, попытаться объединить их вокруг себя», - приводит слова украинского юриста издание The Economist.
Однако и с этим у Зеленского дела идут не очень. На 2024 год он затеял перемены во власти. Прежде всего, в силовом блоке. В начале февраля ушёл с должности главкома ВСУ второй самый популярный в стране деятель Валерий Залужный. А на уходящей неделе Зеленский сменил ещё часть руководства в силовом блоке, заменив руководителей СНБО и СВР.
Сделано это было для того, чтобы Зеленскому было спокойнее спать в суровую годину: так президент избавляется от тех, кого считает хоть какой-то угрозой себе. Что ж, неудивительно после пары лет дрязг и при желании окончательно узурпировать власть.
Разговоры о свержении Зеленского тем временем среди военных то затихают, то становятся громче. Одна из главных ошибок «военачальника» кроется в том, что он в своё время решил подчинить войну против России идеологическим и пиаровским целям, а теперь расплачивается за свои «косяки».
Возможно, режиму Зеленского придётся держаться на штыках лично преданных ему сил в армии, так как в обществе тоже растёт запрос на переговоры с Россией и прекращение боевых действий.
Согласно опросам общественного мнения к исходу второго года противостояния бескомпромиссных сторонников войны с Россией на Украине оставалось не более 35%. Это те, кто намерены сражаться даже если Незалежную бросят западные партнёры.
Остальные за разные варианты мира с Россией. Хотя сейчас число сторонников территориальных уступок меньшинство, не более одной пятой (по формальным показателям опросов), что будет через квартал или полгода – не скажет никто.
Так, бывший американский разведчик Скотт Риттер уверен, что в ближайшие недели или месяцы Украине придётся сдать Харьков. Причиной тому является ослабленная ПВО страны, которая не справляется с налётами нашей авиации и ракетными обстрелами, которые мы ведём в ответ на терроризм ВСУ против Белгорода и других городов.
К эвакуации Харькова на Украине приступили ещё прошлым летом. Там и ещё в Сумах уже не один месяц чиновники вывозят документы, а государство и бизнес эвакуирует предприятия. ВСУ пытается крепить оборону вокруг городов.
Однако Скотт Риттер полагает, что всё это повлияет не на многое. По его словам, страна продержится ещё пять или восемь месяцев против России. Так что для Украины «всё кончено».
Правота Риттера может крыться вот ещё в чём. Он заметил, что украинцы понесли колоссальные потери в живой силе в ходе этого конфликта. По его расчётам, эти потери могут составить до нескольких миллионов человек.
Это означает, что Украина попадёт после военных действий в демографическую ловушку и может прекратить существование как большая нация. Могут остаться только отдельные этнические диаспоры по миру. Перспектива ужасающая. Такова цена упрямства Зеленского и его клана.
Возможно, впрочем, что после 21 мая все эти вопросы будут сняты, а может ещё и раньше.
«Что касается 20 мая и что будет 21 мая - давайте доживем до этого. Может, там и не потребуется ничего признавать», - глубокомысленно заметил всё тот же Сергей Лавров.
Что он подразумевал? Кто знает... Однако военкоры и эксперты не исключают крупного наступления наших сил весной текущего года. И опять же, даже западные аналитики прогнозируют падение Харькова.
Потому и появились «странные» заявления главы украинской дипломатии Дмитрия Кулебы насчёт того, что Россию можно допустить к обсуждению «формулы мира» Зеленского на саммите в Швейцарии. С одной стороны это смахивает на провокацию, с другой – а какой выбор у властей «страны У»? Сдать всё до Киева и, после, до Ужгорода?
Ростки прозрения медленно пробиваются в головах высоких украинских начальников. Для того, чтобы им помочь, мы повторим неприятную для них фразу: речь идёт не о переговорах в смысле торга.
Речь идёт об окончательном историческом упразднении Украины. Много признаков говорит о том, что Владимир Путин не держал такой вариант основным с начала СВО. Но теперь, чем больше сопротивляется противник, тем более реальным становится именно такой исход.