Статьи29.06.2022 - 16:57

Нетипичная стихия: 118 лет Московскому смерчу

В июне 1904 года в Москве произошло то, что в средней полосе обычно не происходит. 29 числа (16 по старому стилю) столица пережила мощнейший смерч. Больше всего пострадали окраины, в общей же сложности стихия унесла жизни около сотни человек. Император Николай II тогда выделил 100 000 собственных рублей пострадавшим. Как это было — в нашем материале.

Фото: из открытых источников

Смерчи в России, в целом, не самое типичное явление. Наиболее характерны они для южных побережий — в частности, они возникают на Чёрном море. Иногда бывали случаи и вдалеке от воды — например, первое упоминание этой стихии датируется 1406 годом, когда это произошло в Нижнем Новгороде. И, судя по тексту летописи, «подняло и унесло в воздух извозчика вместе с телегой и лошадью».

Суть

Московский смерч возник не на пустом месте. По сути, к нему бы, возможно, даже успели бы кое-как подготовиться, но в начале XX века метеорологические прогнозы были не такими продвинутыми, как сейчас. В центральном регионе России начался сильнейший ураган: мощный ветер безжалостно прошёлся по нескольким губерниям, особенно зверски разворошив Тульскую, и двинулся в сторону Ярославля. На подходе к Москве смерч стал завиваться, в итоге превратившись в огромную воронку. По оценкам исследователей, скорость движения смерча превышала 25 м/с.

Девяносто километров в час — для нас, избалованных прогрессом и современными автомобилями людей, эта скорость кажется не особо значительной. Однако речь не о машине, а о гигантском вихре. Ветер срывал крыши домов, вырывал вековые деревья с корнем, поднимал в воздух телеги, маленькие деревянные постройки, ломал мосты, как спички. Судя по задокументированным свидетельствам очевидцев тех дней, смерч засасывал в себя скот и людей. 

Больше всего досталось югу и юго-западу Москвы, а также прилегающей области. За смерчем прошёл сильный град, финальным аккордом добивший территорию. 

Последствия

Московский смерч 1904 года — уникальное событие для многострадальной столицы. О нём говорили, пересказывали друг другу, писали в газетах. В одной из статей автор описал стихию так: «тучи начали сгущаться еще в обед и к вечеру, а точнее к пяти часам, небо было полностью закрыто тучами, одна из которых, постепенно разрастаясь, достигла громадных размеров. Она срослась с землёй, превратившись в исполинских размеров воронку, и направилась в сторону Москвы, круша всё, что было на пути».

От Перово в зоне пути смерча мало что осталось. В близлежащем селе Карачарово смерч снёс большой купол с колокольни. Товарные вагоны со станции Сортировочная смело с рельс, некоторые и вовсе перевернулись. Досталось и природе: в рощах, по которым шла воронка, деревья были вырваны с корнем и разбросаны на сотни метров вокруг, а по проплешинам в зелёной массе можно было чётко отследить путь смерча. По этим же следам было понятно, что вихрь в диаметре достигал 300 метров. Стихия повлияла на популяцию лесных животных, уничтожив всё живое, чему не повезло оказаться на смертельной траектории.

Что характерно, некоторые люди считали, что стать свидетелем этого явления — подарок судьбы. Так, известный столичный журналист того времени Владимир Гиляровский писал следующее: «Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали чёрными, они задевали колокольни»

Жертвы

К сожалению, до современности дошли слишком противоречивые данные о разрушениях и жертвах, чтобы можно было говорить что-то конкретное. Известно, что в среднем, согласно различным источникам (от газетных статей до писем), полностью разрушенными оказались около тысячи домов, примерно сотня торговых и общественных зданий, а прямо перед стихией из-за резкого наступления темноты на улицах произошло множество столкновений карет, кибиток и другого гужевого транспорта. 

Что касается погибших, то точного числа нет. Известны данные о количестве от двадцати до сотни человек, ещё около тысячи получили травмы различной тяжести. Никогда более в этой местности не было подобных катаклизмов. Современные учёные оценивают мощность Московского смерча на три балла из пяти по классификации Фудзиты — по-настоящему уникальное и запоминающееся событие. В среде местных жителей, многие из которых в тот день потеряли близких, имущество или крышу над головой, упоминания о стихии часто встречаются в народном фольклоре.

Реклама