Вокруг - чистейший водоем на планете, но пить приходится бутилированную воду. Под ногами - гектары земли, но пользоваться ее недрами проблематично. У местных жителей практически нет легальных способов заработать на жизнь. Зато электричество стоит копейки. Где же находится этот чудо-край?
Уголок природы, общей площадью 730 кв. км, со всех сторон окруженный прозрачными озерными водами. Место, где практически нет асфальта, не ездит общественный транспорт, а пробки бывают только на водных переправах. Это все Ольхон - единственный из обитаемых островов Байкала.
Давайте совершим виртуальное путешествие в этот удивительный оазис и познакомимся с Ольхоном поближе. Добираться мы будем... Верно, по воде. От «большой земли» до острова 36 километров. В качестве транспортного средства - паром. Проезд на нем бесплатный. А пока добираемся до пункта назначения, есть время познакомиться с путеводителем.
Ольхонцы и туристы на остров добираются исключительно водным путем. Летом курсируют паромы, в зимнее время прокладывается ледовая трасса, а в периоды паводка и ледостава на материк и обратно перемещаются с помощью суденышек на воздушной подушке.
Жемчужина Байкала, так красиво величают остров, длиной менее 75 км, а шириной до 15 км. Общая численность постоянно населения не превышает двух тысяч человек. Большинство из них проживают в «столице» - поселке Хужир. Есть еще несколько миниатюрных деревенек, в которых обитают не более десятка человек.
Островитяне общительный народ. Практически все знают друг друга по именам и всегда готовы подставить дружеское соседское плечо. На Ольхоне не часто отмечают новоселье. Далеко не каждый человек решается бросить привычную среду обитания, оставить шумный город и остаться практически наедине с природой. Те, кто отважился, утверждают: «На большую землю теперь только в качестве гостей».
«Когда попадаю в компанию, где нужно представиться и назвать род деятельности, так и говорю: «Я - житель Ольхона». Это наиболее подходящее описание того, чем я здесь занимаюсь», - говорит местный житель Алексей Ган.
В гости друг к другу ольхонцы обычно ходят пешком, а самый популярный вид транспорта - велосипед. Дешево и экологично.
Четырехколесные «извозчики» на Ольхоне тоже есть - в основном УАЗики и другие внедорожники. Дороги на острове весьма условные - асфальтового покрытия местные жители практически в глаза не видели, в лучшем случае грунтовку. Ходят и ездят по травушке-муравушке, матушке-земле.
Ольхон - идеальное место для тех, кому нравится преодолевать трудности. В «большом мире» горожане мало заботятся о том, где взять продукты, откуда в доме тепло, свет или вода. На байкальском острове иначе, здесь даже жители «столицы» не имеют в полном объеме то, что принято называть благами цивилизации.
В Хужире не принято часами нежится в ванной. Да их еще днем с огнем не сыщешь. Если нужно помыться или постирать, добро пожаловать в баню. Почему? Логичный вопрос. На острове, который со всех сторон окружен пресной водой, люди вынуждены покупать воду. Все потому что здесь вообще нет водопроводов.
Питьевую воду завозят с материка. Для приготовления пищи и бытовых нужд используют из специальных скважин. Из водонапорных башен с помощью водовозок «источник жизни» поступает к домам островитян, затем со всех близлежащих дворов протягиваются шланги и наполняются бочки. За каждый наполненный резервуар будьте любезны монету.
Позволить себе собственную скважину могут только зажиточные хужирцы, которых можно пересчитать по пальцам, да и владельцы отелей. А до самого Байкала за каждым стаканом и бочкой воды не набегаешься.
Попили, еду приготовили, естественные потребности справили... А куда девать отработанную воду и, пардон, фекалии? Вся островная земля - территория национального парка, находится под особой охраной, очистных сооружений на Ольхоне нет. Как выходят из положения местные жители?
Делают выгребные ямы, запускают в них живые бактерии, а затем вызывают спецтехнику, которая опять таки на пароме вывозит все отходы жизнедеятельности человека на «большую землю». Аналогично поступают и с твердыми бытовыми отходами.
В периоды межсезонья хужирцы вынуждены экономить воду и меньше мусорить. Сообщение с внешним миром ограничено. Например, в конце ноября - начале декабря отходы вывезли, а следующая машина до острова доберется только через 1,5 месяца.
Туристы на Ольхоне останавливаются только в отелях. «Туалетная тема» не позволяет местным жителям заработать лишнюю копейку на ту же самую воду.
«Вышло правило, что для этого в домах должны быть благоустроены туалеты. Что я дура, чтобы делать туалет в доме? Я просто перестала приглашать туристов», - сетует местная жительница.
О центральном отоплении на Ольхоне, как несложно догадаться, тоже не слышали. Жилища обогревают дровами. Топливо прибывает также с «большой земли». Запреты нацпарка не позволяют местным жителям заготавливать дрова на территории острова.
Даже сухостоем нельзя просто так воспользоваться, можно получить солидный штраф. Был случай, рассказывают местные жители, мужчина отправился в местную лесопосадку и взял для обогрева несколько несколько небольших сухих веток. Его поймали инспекторы нацпарка, ущерб, нанесенный жемчужине Байкала оценили в 700 тыс рублей. Итог - судимость и клеймо на всю жизнь.
В 2005 году большую половину острова обеспечили электричеством. До этого знакового события свет в дома островитян подавала местная дизельная подстанция. Затем по дну Ольхонского пролива был проложен кабель, лампочки Ильича появились в жизни уединенных забайкальцев.
Поскольку электричество есть, и оно самое дешевое в России, ольхонцы активно этим пользуются. Почти в каждом доме есть электрогенератор. С его помощью островитяне отапливают жилище, готовят пищу и пользуются остальными прелестями цивилизации.
Во времена советской власти главным работодателем ольхонцев был Малорыбский рыбозавод. Предприятие - единственное на всю Иркутскую область. Ольхонцы организовали совхоз, добывали омуль и нерпу. С объявлением островом территорией национального парка, завода не стало, так как промысел оказался под запретом. Местное население лишилось работы.
Номинально рыбозавод существует и сегодня, есть соответствующие документы. Наглядно - полуразрушенные суда, ржавеющие на берегу Байкала и испещренные не только ржавчиной, но плодами трудов иркутских граффитчиков.
Чем еще остается зарабатывать на хлеб и воду жителям Ольхона. Только туризмом. Он, к слову, на острове начал развиваться относительно недавно - лет 15 назад.
Ольхон сегодня - это несколько десятков гостиниц, отелей и гостевых домов. Почти каждый островитянин так или иначе связан с туризмом. Те, кто могут обеспечить необходимые условия быта для гостей, сдают комнаты. Другие приобретают катера или машины и работают гидами. Третьи становятся бизнесменами и открывают кафе, магазины или сувенирные салончики. Есть островитяне, которые предлагают гостям натуральные продукты, например, домашний хлеб и выпечку или молоко и творог.
«Сейчас я уже организовал свой быт, но и раньше, живя в неблагоустроенном доме, я находил в этом счастье. Выходишь ночью по нужде - звезды, луна. Выглянул всего на минутку, а завис на полночи, особенно в звездопад. Так происходит больше контакта с землей, нежели когда у тебя все удобства в доме и можно вообще никуда не выходить», - просто, коротко и емко говорит о жизни на Ольхоне бывший москвич Алексей Ган.