Статьи29.02.2024 - 04:27

«Мы становимся беднее, мы отстаем». Германию накрыла волна увольнений на заводах Continental

Компания Continental планирует уволить 7150 сотрудников. В числе причин такого массового сокращения – желание производителя автокомпонентов увеличить конкурентоспособность в условиях перехода бизнеса на строительство электромобилей. В чем лукавят немецкие промышленники и почему очередное сокращение – симптом опасного явления, который свидетельствует о закате индустриальной сверхдержавы?

Фото: из открытых источников

Опасный симптом

Ганноверский производитель имеет почти 200 тысяч сотрудников по всему миру, из них будут уволены 3,6%. Приблизительно 40% сокращений придется на немецких работников. При этом 5400 человек лишатся административных должностей, остальных 1750 попросят из подразделений, занимающихся перспективными разработками и исследованиями.

Вынужденный переход к зеленой экономике для Continental не проходит даром. Компания должна инвестировать часть оборотных средств в новые технологии – автомобилестроение в будущем будет заниматься электрокарами. Поэтому необходимо оптимизировать расходы.

В прошлом году компания ставила перед собой цель – ежегодная экономия 400 миллионов евро. Уже тогда было заявлено, что возможно придется сократить тысячи рабочих мест.

Для справки, Continental занимается не только производством автошин, среди других крупных направлений компании: шасси и безопасность, трансмиссия и интерьер.

Не до оптимизма

Мерцают факелы и звучит печальная мелодия валторн, 1600 рабочих с каменными лицами стоят в цеху и наблюдают за тем, как красная сталь на стане обретает идеальную круглую форму, превращаясь в трубу. Завтра эти люди окажутся на улице. Так Bloomberg описывает последнюю смену столетнего предприятия в Дюссельдорфе осенью 2023года.

Завод по производству труб Vallourec начал свою историю в эпоху, когда расцветала немецкая индустриализация, "прошел" через две войны, но, судя по всему, добил его кризис в энергетической отрасли.

«Дни Германии как промышленной сверхдержавы, возможно, подходят к концу», – предполагают журналисты Bloomberg.

Германия рискует расстаться с престижным статусом промышленной сверхдержавы. Многие заводы испытывают сейчас стагнацию. И предпосылок для оптимизма нет, даже для сдержанного.

«Если честно, особой надежды нет», – говорит Стефан Клеберт, представитель GEA Group AG, производителя оборудования для производства, начавшего работать в конце 1800-х годов.

А у нас в кармане гвоздь

Но отчего же грустят немецкие промышленники? В чем причина тенденции, начавшейся в 2017 году, когда стали падать промышленные объемы?

Эксперты Bloomberg в числе причин называют охлаждение интереса инвесторов США к европейскому рынку и их стремление конкурировать в нише зеленой экономики. Китай не только перестал потреблять всё немецкое как это делал раньше, но и сам становится конкурентом, с которым нужно считаться. Но, кажется, последний гвоздь в крышку гроба немецкого тяжпрома забьет российский газ!

Сейчас видно, что в последнее время это «экономическое чудо» зиждилось на колоссальном непрекращающемся потоке недорогого российского газа.

Разумеется, не только глобальная нестабильность влияет на нездоровый климат в стране. Внутренние проблемы типа деградации рабочей силы, разваливающейся инфраструктуры, а также бюрократии сверху донизу. И вдобавок политический паралич, который только усугубляет картину.

Это шок

Некоторые отрасли производства сокращаются незначительно, вследствие замедления потока инвестиций и развития. В других сферах это более заметно и сопровождается переносом линий и масштабными увольнениями как в истории с Continental. Но самые показательные случаи – это закрытие предприятия, как в случае с заводом Vallourec.

«Шок был огромным», – рассказывает Вольфганг Фрайтаг, 59-летний специалист, начавший карьеру на заводе подростком.

Сейчас Вольфганг занимается тем, что разбирает оборудование умершего гиганта и как может помогает бывшим сотрудникам искать новую работу.

Бегство из тупика

Есть, конечно, некоторая надежда на мелких товаропроизводителей, которые более мобильны в современных постоянно меняющихся условиях рынка. Это позволяет Бундесбанку говорить о том что речь о полной деиндустриализации страны пока вести рано. Целые отрасли испытывают потребности в реформах, а пока их нет, никто не понимает, как выйти из тупика.

«Мы больше не конкурентоспособны». – С таким монологом выступил в начале февраля Кристиан Линднер, министр финансов Германии. – «Мы становимся беднее, потому что у нас нет роста. Мы отстаем».

Первыми, кто понял, что запахло жаренным и пора оптимизироваться – это иностранные инвесторы. Французы из Michelin в процессе закрытия двух заводов и сокращения третьего до конца 2025 года. Американский Goodyear заявил об похожих планах с двумя заводами. Германия больше не может обеспечить экспорт своих товаров по конкурентным ценам.

«Зеленая» энергетика, перемазанная угольной сажей

Но что деморализует лидеров немецкой промышленности больше всего, так это медлительный бюрократический аппарат. На западе Германии компания GEA построила новую линию для производства оборудования, отделяющего сливки от молока. Там смонтировали солнечные батареи и по законам Германии послали заявку на подачу электроэнергии еще в январе 2023-го. Разрешение на использование «чистой» энергии не пришло до сих пор!

Но главным катализатором коллапса стал энергетический кризис. Одной из самой пострадавших индустрий Германии стала химическая промышленность. Каждое десятое предприятие в этой области заявило о планах полного закрытия. Разговоры о переходе на чистый водород остаются только разговорами, а дешевого газа нет уже сегодня.

Энергетический кризис в Германии (и в Европе) начался летом 2022 года. Напомним, его начало совпало с очередным пакетом антироссийских санкций и заявлениями немецких чиновников о сокращении и дальнейшем отказе от использования российского природного газа, который питает электростанции. Электричество тогда было предложено вырабатывать на законсервированных угольных станциях. К слову, это сорвало план полного отказа от угля к 2030 году. Но кто о них сейчас вспомнит?

 

Реклама