Военная «стезя», которая резко активизировалась с началом нашей страной спецоперации, видимо в мире пугает многих. Тут и ближневосточные дела, и Трамп со своими закидонами. А вот Санаэ Такаити, ставшая совсем недавно главой правительства Японии, заговорила о мире с Россией уже через 72 часа после вступления в должность.
Премьером её назначили 21 октября, а 24 октября она держала программную речь перед парламентом.
Она указала, что ныне взаимоотношения двух стран переживают сложные испытания.
«Но наша стратегия кроется в том, чтобы разрешить проблему «северных территорий» и подписать мирный договор», - заявила она в ходе выступления.
Как мы знаем, после окончания Второй мировой войны Советский Союз и Япония не подписали мирного договора. В нём должен был быть урегулирован и статус Южных Курил, которые японцы именуют своими «северными территориями».
В течение десятилетий Токио заявляет, что желает получить острова (Кунашир, Итуруп и мелкие острова Хабомаи) обратно. Наша сторона ответствует: позвольте, но итоги войны не переписываются, острова наши.
Как видим, Такаити не пожелала сменить мотив. Он тоже как бы за «мир» с Россией. Но об условиях этого мира она не сказала ни слова.
Интересным образом на слова японского лидера отреагировали в КНР. Издание 360 Kuai отметило:
«Спустя трое суток после того, как Такаити заняла должность, она протянула России оливковую ветвь».
Заметили СМИ и в России, и вне её, то, как Кремль дал ответы на столь заманчивое предложение.
Для начала были подняты в воздух стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Они свыше 11 часов нарезали круги над замечательным Японским морем, кое столь щедро омывает и Японские острова, и наши дальневосточные берега.
Тем самым был просто дан ответ на возможную завуалированную агрессию в словах Такаити: Россия не торгуется насчёт своих территорий.
Был и официальный ответ. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что наша сторона приветствует начинание Санаэ Такаити.
По словам Пескова, Россия аналогично является сторонницей оформления мирного договора с Японией. Однако:
«Япония ныне занимает крайне недружественную позицию в отношении РФ. Двусторонний диалог ныне свёрнут до нуля», - обоснованно констатировал Песков.
Так что, судя по всему, Россия будет придерживаться выжидательной позиции относительно японских предложений.
Несмотря на вполне однозначный ответ Пескова – мы за мир, но должны созреть условия – это всё равно вызвало резонанс в ряде мировых медиа. Китайские СМИ заметили, что на несколько дней в зарубежных изданиях задумались: а может РФ действительно подпишет договор с Японией?
Однако следует учитывать непреложные факты. Японская премьер-министр Такаити отнюдь не доброхот, а политик весьма правых взглядов по японским же меркам. Недаром в своё время её «склоняли» СМИ за фото с тамошним нацистом Кадзунари Ямадой.
Её заявление относительно «мира» с Россией и решения «проблемы северных территорий» явно предназначалось для того, чтобы «кинуть кость» тамошней «партии войны».
Поняли это не только в самых отдалённых префектурах островного государства, но и безумно далеко, за семь с лишним тысяч километров, в коридорах Кремля. Потому и поднялись в небо над Японским морем Ту-95МС. Для того, чтобы та самая «партия войны» в Токио «охолонула». Помогли Такаити, в общем.
А Песков успокоил всех, включая мировые СМИ. Нет никаких подвижек в вопросе урегулирования. По большому счёту, единственное что может предложить Россия Японии – признание полного суверенитета РФ над Южными Курилами.
И единственная поблажка – допуск японского бизнеса к инвестированию на этих территориях. Такая тема звучала в СМИ России и Японии в годы перед СВО, но по понятным причинам исчезла после её начала.
Кроме конкретной проблемы Южнокурильских островов, следует понимать и общие проблемы геополитического размежевания. Япония остаётся частью западного блока на Дальнем Востоке.
Более того, в эти дни дальневосточное турне совершает не кто иной, как сам Дональд Трамп. Его ждут и в Пекине, и в Токио.
Такаити и не думает скрывать: для них отношения с Америкой остаются главным приоритетом. Такаити является сторонницей ремилитаризации Японии против КНР и КНДР. И визит Трампа, благосклонно, относящегося к военной силе, может быть использован для ускорения этого процесса. В общем и целом, на реально мирные намерения это похоже весьма мало.