«Что это было?» - часто интересуются обыватели после того, как пройдёт то или иное важное событие. И работа экспертов и лидеров общественного мнения часто заключается в том, чтобы разъяснить контекст, истинный смысл того, что происходило, реальную подоплёку решений.
Вот и известный экономист Михаил Хазин присоединился к широкому фронту тех, кто сейчас рассказывает многое из того, что осталось за кадром в ходе саммита БРИКС в Казани 22-24 октября.
А как оказалось, Владимиру Путину и всему нашему руководству удалось не только продемонстрировать отсутствие реальной изоляции России в мире. Но и тормознуть ряд интриг, которые могли случиться на саммите. О них говорили, но больше вполголоса. Никакого подлинного раскола в БРИКС нет. Но кто знает, что могло бы быть, если бы не ряд событий.
Так, на мероприятие не прибыл президент Бразилии Лула да Силва. Насколько верна версия о том, что он ударился головой в ванной и получил травму – пусть разбираются другие.
Однако есть совсем другая версия, связанная с отсутствием Лулы. Хазин как раз считает, что Си Цзиньпин хотел установить тандем с бразильским главой. А вместе бы они попытались бы
«что-то начать говорить насчёт мира на Украине».
То есть де-факто, оппонировать Путину. Тут есть ряд причин, почему Китай в этом всём замешан. Ну, во-первых экономика того сильно завязана на Запад, это факт. Во-вторых, китайцы люди не промах и не прочь реализовать тактику «двое дерутся, третий побеждает».
А именно поиметь «висты» со своего миротворчества и записать себя авторы «нового миропорядка». Пока Россия борется почти в одиночку со всем коллективным Западом, товарищ Си хотел собрать вершки от этого соперничества.
Кто знает, может быть потом он и переметнулся бы обратно к американцам? Сказать однозначно сложно, но прозападная часть элиты в КНР всё ещё довольно сильна.
Мелких «расколов» между Россией и Китаем сейчас хватает, напомнил Хазин. Например, Си не исполнил личных обязательств перед Путиным. Не налажена система расчётов между российской и китайской сторонами. От этого страдает наш бизнес.
Также не решена судьба «Силы Сибири-2», которая должна пройти через наш Алтай в Западный Китай. Китай вроде как и вовсе тормознул эту затею, потребовав от нашей стороны внутрироссийских цен на газ. История эта для экспорта газа невероятная и невозможная, но Поднебесная не постеснялась.
«Надо констатировать: Китай кинул Россию. Путин надеялся на то, что руководство КНР окажет нам всестороннюю помощь и поддержку в конфликте с Западом. Но этого не произошло», - говорил ещё прошедшим летом Хазин.
Отсюда и турне Путина в июне в страны Восточной Азии – КНДР и Вьетнам. Именно там он пытался найти то, что не даёт ему Китай. Что ж, с КНДР вроде удалось договориться при негласном соглашении того же Китая. И на том спасибо.
Сейчас эксперты полагают, что Владимир Путин может даже в пику товарищу Си сделать разворот и пойти на ситуативный союз с США – если там станет президентом «антикитаец» Трамп. Подобный пируэт будет вещью вынужденной, но на чужие интриги часто приходится отвечать своими.
Другим проигравшим после саммита БРИКС на Волге Хазин считает не кого-нибудь, а «лиса» Эрдогана. Турецкий президент регулярно заигрывается в сидение на двух стульях, что приводит его к неприятным ситуациям.
Реджеп Эрдоган долго выбирал между G20 и БРИКС. Сначала вроде даже и ехать не хотел в Казань. Но почти в последний момент передумал.
«Турецкий лидер понял, что в G20 нет рациональной повестки, и что центр тяжести смещается в сторону стран глобального Юга, а не Запада. Но понял это слишком поздно», - отметил Хазин.
В «минусе» Эрдоган перед Путиным по многим вопросам. Здесь и действительно межеумочное состояние Турции, которая и в НАТО, и в G20, и в БРИКС засобиралась... Турция была базой для террористов, убивших полторы сотни человек в «Крокусе» в марте этого года. Не всегда простое взаимодействие с этой страной идёт в Сирии.
Да и слишком часто Реджеп Тайип подыгрывает Украине. На днях он заявил после переговоров с Зеленским в Нью-Йорке, что готов возобновить зерновую сделку. Россия взяла время для изучения этого предложения.
В целом, вряд ли наша сторона будет слишком доверять Эрдогану, так что его карта на сегодня бита.
Одно из главных содержаний прошедшего саммита в том, что Путин всему «городу и миру» в очередной раз подтвердил идею ухода от долларов в международных торговых расчётах. При этом он тонко указал, что валюты БРИКС не будет в чистом виде. Разве что в цифровом, для обхода санкций.
Это действительно продуманный ход, он убирает ряд препятствий для тех, кто не готов совсем порвать с Западом (Путин к этому и не призывает). Но Эрдоган поступил импульсивно и столкнулся с проблемами на обоих фронтах. Турции придётся тщательно продумывать свою роль в стремительно меняющемся мире.
В конце концов одно преимущество она уже потеряла: транспортный коридор «Север-Юг» через Иран обесценивает для России в значительной степени знаменитые турецкие проливы.