Статьи28.10.2024 - 11:43

Его слушает сам Путин. Диагнозы доктора Рошаля нашей медицине

Больше новостей в сюжете: Здравоохранение в России

Много «симптомов» того, что в эти дни и годы наше государство наконец-то обратило более пристальное внимание на медицину и здравоохранение. И не в рамках принципа невмешательства (знаменитое laissez faire либералов), а иначе.

Фото: Global Look press

Об этом говорит, например выступление такого известного общественного деятеля России, как доктор Леонид Рошаль. Руководитель союза медсообщества «Национальная медицинская палата» проанализировал состояние отечественной медицины в преддверии конгресса «Национальное здравоохранение-2024».

Медицина – народу!

Доктор медицинских наук начал своё рассуждение с главного тезиса: стране нужно возвращать систему организации медицины, внедрённую ещё в 1920-х годах ленинским главой здравоохранения РСФСР Николаем Семашко.

«То, что всё страны, включая Россию, создали за сто лет в отрасли – колоссальный шаг. Это касается методов профилактики, диагностики, лечения разных заболеваний и реабилитации», - заявил Рошаль в разговоре с «АиФ».

Чем характерна система Семашко? Это доступность, а значит – бесплатность медпомощи для всех граждан Советского Союза.

Нарком Семашко был подлинным реформатором здравоохранения в РСФСР

Это подразумевало и равенство в территориальном отношении: страна густо была покрыта сетью медучреждений: от фельдершских пунктов в самых отдалённых сёлах и аулах, до крупных больничных комплексов в районных центрах.

От этого с наступлением «эпохи капитализма» решили отказаться – дорого слишком. Кстати, этот подход повлиял и на концентрацию населения России в крупных городах. Если в твоём местечке ты рискуешь умереть от банального аппендицита, то – надо бежать. Так обезлюживались целые территории.

Ещё одним замечательным элементом системы Семашко была большая система заведений для подготовки медицинских кадров. Были открыты училища для медсестёр и медвузы.

Больница в далёком Сеймчане Магаданской области - тоже наследие системы Семашко, не боявшейся строить учреждения там, где надо, а не где удобно

Обучение являлось бесплатным, а оценивались при поступлении лишь знания абитуриента. Естественно, не существовало проблемы коррупции при поступлении. Ну, в отличиях врачей советской школы от многих современных многие их нас могли убедиться на себе.

Принцип заботы

Далее. Рошаль напомнил, что важным отличием советской системы был принцип «пациент – к врачу» на догоспитальном этапе обследования и лечения человека. То есть была утверждена за законодательном уровне инициативная роль конкретного врача в его работе с больным.

Был узаконен вызов врача на дом и сестринский патронаж. Участковые прекрасно знали как одного лечащегося, так и его семью.

 

В конечном счёте получалось так, что государство, образно говоря, «билось за пациента». Сейчас – наоборот. Пациенту приходится биться за себя самому. Ну или его родственникам, если они есть.

Кстати, модель Семашко включала в себя и медпункты на предприятиях, и крупные медсанчасти для целых отраслей. Для огромной, весьма плохо связанной страны это было просто находкой.

Когда приходится бегать по врачам

А что сейчас? Ну, многие, опять же, знают это на своём личном примере... Действует система «Большой – к врачу». Это самое близкое к пациенту изменение, касающееся отмены системы Семашко в девяностые-нулевые годы.

Нормой стал жёсткий, системный кадровый дефицит в медучреждениях на местах. Молодые выпускники медвузов, столкнувшись с реалиями медицины, предлагаемыми зарплатами и прочим, часто уходят из профессии.

 

Автору этих строк довелось лишиться грамотного гастроэнтеролога только потому, что врач Екатерина, окончившая медакадемию в моём городе на Урале, поработав год в городской поликлинике, смело ушла в декрет. Так и поступают до сих пор некоторые молодые врачи при выстраивании карьерной траектории: официальная медицина – только для старта. Потому прав Рошаль: нужен стратегический подход и системные перемены в отрасли.

 Детская больница в центре Москвы, которую долгое время возглавлял Рошаль

Бьёт по здравоохранению и недофинансирование в конкретных регионах и учреждениях. Рошаль жёстко прошёлся, например, по такой бюрократической практике, как обязательное исполнение клинических рекомендаций всеми учреждениями.

 Клинические рекомендации – это набор советов по лечению того или иного заболевания. По большому счёту такая мини-врачебная школа борьбы с недугами. Но хитрость в том, что у каждого заведения, каждого врача или медвуза они могут быть своими. А в больницах в условном городке далеко от столицы может не быть нужного оборудования или врачей.

И как быть? Это породило множество «альтернативных практик». Кто-то купил оборудование, но урезал зарплаты врачам в свой клинике в рамках своего бюджета.

А молодым ординаторам нужна отдельная программа

Кто-то не сделал ничего и по сей день отправляет пациентов в перегруженную ЦРБ своего района или столицы региона. Опять прав Рошаль: главным в здравоохранении должен быть пациент и результат лечения, а не формальные процедуры и следование им.

Ординаторам нужно помочь

Есть и набившая оскомину история с разницей в уровне зарплат врачей и иных медработников.

«Следует поднимать вопрос устранения разницы в зарплатах медработников в зависимости от места работы, что провоцирует кадровый дефицит в регионах», - заявил Рошаль.

 Он также считает порочной практику отправки ординаторов в регионы на «полусамостоятельную» работу без должной подготовки. Такие врачи могут только усугубить ситуацию:

 «Где сейчас программа обучения на первом году ординатуры для подготовки к полусамостоятельной работе в практическом здравоохранении с ответственностью по закону как врачей-стажёров, так и наставников?»

Рошаль отметил, что пока таких вопросов в плане работы конгресса нет. Отсюда и такие проблемы, как неготовность к большим эпидемиям, что и показала пандемия ковида. Хотя, справедливости ради отметим, что Россия с остатками системы Семашко, всё же оказалась лучше готова к ней, нежели, скажем, Италия.

 Владимир Владимирович ценит советы Леонида Михайловича

Отметим и другое. То, что такой влиятельный в медсистеме человек, как Рошаль озвучил подобные тезисы, говорит о многом. Ведь к его советам по организации здравоохранения прислушивается сам Путин. А это значит, что систему ждут перемены в ближайшие годы. И это должны быть перемены к лучшему.

Реклама