Это произошло через два месяца после нашумевшего мятежа «Вагнера». 23 августа не только Россию, но и весь мир потрясла новость о крушении в Бологовском районе Тверской области бизнес-джета Embraer Legacy 600, на котором регулярно летал глава группы «Вагнер», российский предприниматель Евгений Пригожин. Как почти сразу проинформировала Росавиация, на борту самолета находился и сам Пригожин. Несколько дней муссировались слухи о том, что Пригожин жив, что он находился в другом самолете или вовсе улетел в Африку, однако представители «Вагнера» и СКР сперва подтвердили гибель экипажа и пассажиров джета, а после – и факт нахождения бизнесмена среди погибших пассажиров. Мы расскажем, что произошло 23 августа, что последовало после этого, и назовём ключевые версии трагедии.
О том, что воздушное судно потерпело крушение, стало известно практически сразу после того, как это произошло. В первые часы после крушения звучало масса разносторонних версий, что произошло крушение военного или гражданского самолета, а количество жертв варьировалось от четырех до десяти. Через час был назван конкретный борт, которым оказался бизнес-джет модели Embraer Legacy 600 с бортовым номером RA-02795.
Пригожин собрался вылетать из Москвы в Петербург 22 августа в 21:00, но вылет перенесли на 23 августа 17:30. Из-за того, что утром на борт Embraer для осмотра поднялись те, к кому теперь пристально приковано внимание следователей. Как станет известно, Embraer планировали продавать, поэтому в день крушения его пришли осмотреть потенциальные покупатели. Изначально они планировали осмотреть борт в субботу, 19 августа, однако им отказали из-за работ, связанных с монтажом нового турбохолодильника. В итоге просмотр было решено перенести на 23 августа. Переговорный процесс вела менеджер самолета Наталья Минибаева.
Что касается конкретных личностей, то визитерами оказались Александра Юлина и Сергей Клокотов. Их сопровождающим был второй пилот Рустам Каримов, погибший тем же вечером вместе с Пригожиным. Рядом была и Минибаева. Делегация провела в самолете примерно час.
В Росавиации, комментируя случившееся, отметили, что самолет с Пригожиным, который направлялся из Москвы в Санкт-Петербург, совершал маршрут «на основании разрешения на использование воздушного пространства, выданного в установленном порядке». А в соответствии с данными сервиса Flightradar, Embraer не брал курс на снижение, однако в один момент с бортом просто была потеряна связь. Эксперты, отсматривая видео, опубликованное в соцсетях, отмечали, что самолет мог упасть в результате сильного взрыва, после котрого и началось стремительное падение вниз.
Слухи о том, что Пригожин жив, подкреплялись тем, что параллельно в это же время в московском небе был другой самолет, используемый Евгением Пригожиным: тот же Embraer, но с бортовым номером RA-02748. О том, кто именно там летел, не сообщалось. Но после того, как упал первый джет, второй самолет повернул к месту отправления, в Москву, и стал кружить над столицей, а затем сел.
Упавший на землю Embraer мгновенно загорелся, и фактически весь выгорел. Однако обломки машины раскидало по относительно большой площади, их находили в 2-3 километрах от места крушения. Как рассказывали очевидцы, на месте падения самолета находились обезображенные останки погибших.
На данный момент СКР, подтвердивший гибель Пригожина, версию убийства или теракта не подтвердил. Хотя эксперты не исключают, что бизнес-джет рухнул из-за того, что был взорван.
Версии случившегося компактно скомпоновал в своем Телеграм-канале политолог Сергей Марков. Эксперт сразу подчеркнул, что он субъективен в своем мнении и дает оценку случившемуся по степени «вероятности».
Первая версия, 70% вероятности. Пригожина убил Зеленский и ГУР Минобороны Украины. Сторонники этой версии настаивают на факте взрыва, который устроили по заданию украинского президента.
Вторая версия, 10% вероятности. Пригожина «убрали» представители внутренних властных структур России, которых могла не устраивать сфера влияния главного «музыканта». Возненавидели, отомстили.
Третья версия, 3% вероятности. Убийство основателя «Вагнера» устроили его конкуренты по российскому бизнесу. Видимо, могли что-то не поделить.
Четвертая версия, 5% вероятности. Убийство по заказу спецслужб Франции. Марков считает, что в этой версии причина можно искать в Африке, так как «Вагнер» очень сильно мешает французам в этом регионе.
Пятая версия, 5% вероятности. Заказ от польских спецслужб. В этом случае все дело может быть в активности «Вагнера» в Белоруссии.
Шестая версия, 5% вероятности. «Привет» от спецслужб США и Британии. Неоднократно было доказано, что за серией терактов, которые происходили в России в последние месяцы в исполнении украинских диверсантов, стоят спецслужбы этих двух стран.
Седьмая версия. Самая невероятная версия с российской точки зрения, но весьма популярная и удобная для Запада. В Кремле, комментируя такой вариант гибели Пригожина, заявили, что это абсолютная ложь.
Отметим также, что на причастность к крушению следователи проверяют гендиректора компании «МНТ Аэро» Артема Степанова, который находится под американскими санкциями, так как Минфин США считает его пилотом Пригожина. Также следователи допросят всех, у кого был доступ к ангару с бизнес-джетом. В данный момент идет проверка версии о возможном подрыве самолета через взрывное устройство, которое было установлено на борту.
По данным СМИ, Пригожин пользовался двумя самолетами, каждый из которых был обязательно укомплектован парашютом. Поэтому они были загружены на два джета еще весной. Однако это бизнесмену и его товарищам не помогло. Также отмечается, что предприниматель якобы требовал уничтожать списки с пассажирами частных бортов, на которых он летал.
До последнего многие надеялись, что Пригожин жив и где-то скрывается. Однако СКР выпустил официальное сообщение, согласно которому все десять погибших при крушении самолета Embraer-135 (EBM-135BJ), где находился глава «Вагнера», опознаны.
Это значит, что ведомство закончило проведение молекулярно-генетических экспертиз, на которые многие возлагали надежды.
«По их результатам личности всех десяти погибших установлены, они соответствуют списку, заявленному в полетном листе», — подчеркнули следователи.
Напомним, что по документам, среди пассажиров числился сам Евгений Пригожин, его заместитель Валерий Чекалов, командир ЧВК Дмитрий Уткин, а также боец-штурмовик Николай Матусеев. Их сопровождали трое сотрудников личной охраны Пригожина: Сергей Пропустин, Александр Тотмин и Евгений Макарян.
В составе членов экипажа находились командир борта Алексей Левшин, второй пилот Рустам Каримов, а также бортпроводница Кристина Распопова. Именно с ее уст прозвучало последнее послание с самолета примерно в 17:40. Это было всего одно слово: «руление». После этого связь с самолетом была потеряна.
Комментируя случившееся, президент РФ Владимир Путин заявил, что Пригожин был талантливым бизнесменом и «человеком сложной судьбы», который тем не менее, мог добиваться результатов не только для себя, но и для общего дела, однако в жизни бизнесмена были и серьезные ошибки.
Тем временем главы МВД Польши и стран Балтии потребовали от Белоруссии в незамедлительном порядке выдворить «вагнеровцев» с территории республики. С соответствующим заявлением выступил польский министр внутренних дел и администрации Мариуш Каминьский после прошедшей встречи с коллегами из Литвы, Латвии и Эстонии.
«Мы приняли заявление. Мы потребовали от властей в Минске немедленного оставления "Группой Вагнер" территории Белоруссии, а также немедленного оставления приграничной территории нелегальными мигрантами, которых туда стягивают белорусские службы», – заявил он, отметив, что на границе стран Балтии и Польши с Белоруссией происходит усиление эскалация ситуации. В своем заявлении он подчеркнул, что ЧВК «Вагнер» – это «очень опасная группа». Даже после гибели ее основателя Евгения Пригожина.