Об изобретательности желающих поживиться за чужой счет пора уже писать практические пособия и рассылать их по всем почтовым ящикам россиян, как обычным, так и электронным. Вот только полезные «издания» будут быстро устаревать, поскольку мошенники регулярно выдумывают и опробуют в деле новые способы обмана граждан. Рассказываем об очередной схеме.
Очередной излюбленной целью аферистов становятся не банковские приложения, как несколькими годами ранее, а личные кабинеты пользователей портала Госуслуги. Причем для достижения результата мошенники используют многоходовую схему, чтобы окончательно запутать жертву, а затем подчистую опустошить ее карманы и навешать долгов.
Начинается «развод на деньги» традиционно с телефонного звонка. Потенциальной жертве на том конце провода голосом с явными оттенками металла сообщается о попытке взлома аккаунта на Госуслугах и срочно нужно проверить пароль.
Мошенники взламывают аккаунты на Госуслугах
Подобное сообщение, будь оно оформлено в виде звонка или смс-сообщения, говорит о том, что вашу учетную запись действительно взломали. Мошенники заранее поработали и подобрали два ключика к замкам на Госуслугах: узнали ваш номер телефона, а также данные паспорта. Сделать это довольно просто — купить базу данных у недобросовестных сотрудников салонов сотовой связи. Есть и другие способы добраться до необходимых комбинаций цифр, но они более энергозатратные.
Сам взлом аккаунта происходит во время телефонной беседы с мнимым сотовым оператором, который сообщает о прекращении срока действия тарифа или прекращении обслуживания номера абонента и предлагает простым путем решить проблему: сообщить комбинацию цифр из отправленного смс. Общение завершается на любезной ноте: оператор благодарит за оперативность действие, жертва говорит «спасибо за помощь». Разговор завершен, трубка повешена, деньги на месте. Но до поры, до времени.
В один «прекрасный» момент жертве сообщается о взломе аккаунта, чтобы исправить беду, нужно срочно поменять кодовое слово. Озадаченный гражданин находит на Госуслугах необходимый ему раздел, а там его в поле под контрольным вопросом поджидает сообщение типа:
Так выглядит подозрительная надпись
«Действие вашей записи временно заморожено. Обратитесь за дальнейшими инструкциями по номеру 8 800 352 55 66».
Поскольку у человека не требовали называть никакие комбинации цифр из сообщения, увидев информацию, он доверчиво набирает указанный номерок. А дальше спектакль разворачивается по классическому сценарию: беседа со службой безопасности, запугивание огромными кредитами, которые, якобы, с минуты на минуту готовы взять на ваш паспорт и тд. и тп. Итог, вы сами не замечаете, как меняете ответ на контрольный вопрос и сообщаете его жулику.
«Эти мошенники неплохо сейчас живут. Нужно ввести законодательством профессию мошенника и обложить их налогом, заставив открыть ИП или стать самозанятым. А можно открыть департамент мошенничества, где служащими будут мошенники, и они получку будут получать из федерального бюджета, и премии за успешное мошенничество. Надо бы письмо написать министру труда и Валентине Матвиенко, что тут непочатый край рабочих мест для народа, и уровень жизни сразу поднимется», — пишет в соцсетях пользователь со специфическим чувством юмора по ником Кот Дикий.
Граждане посерьезнее дают соответствующие советы. Среди них рекомендация ставить двухфакторную авторизацию при попытке входа в личный кабинет не только портала Госуслуги, но и других интернет-сервисов и приложений.
«Люди! Есть одно универсальное средство от всех мошенников: когда вам звонят, не делайте ничего! Совсем ничего! Не «восстанавливайте пароли», не «продлевайте тарифы», не «сотрудничайте со следователями» и не «спасайте свои деньги на счетах». Пока вы не начали суетиться, вы в полной безопасности. Ведь в интернете нет ни одной (!!!) истории, как бдительные сотрудники банка или полицейские помогли спасти накопления от мошенников путем обзвона))», — советует Ольга Ларионова.
Делятся россияне и своим опытом общения с мошенниками:
Двухфакторная авторизация
«Мне буквально два дня назад звонили и рассказывали, что моя сим карта, действительна до конца дня. Поэтому нужно срочно продлять, и тут же пришла СМС с кодом, который я должна была им сообщить. Я сразу прервала разговор. Когда слушала, что кого-то развели, всегда возмущалась, что люди такие доверчивые. Коснулось меня, и я поняла, что любого развести можно очень легко. Я же в первые минуты повелась на этот бред с симкой, не послала их, прекратила разговор только после того, как должна была сказать код. Время сейчас веселенькое, расслабляться нельзя, ни дома, ни на улице. Всем добра, будьте бдительны», — рассказывает свою историю Елизавета Романова.
Скажите, а вам звонили мошенники? Удалось ли вывести их на чистую воду? Поделитесь в комментариях к материалу своим опытом, ваша информация будет полезна другим нашим читателям.