Статьи28.04.2023 - 14:34

Учимся жить в новых условиях: как рынок товаров и услуг России закончил 2022 год

ИА RuNews24.ru продолжает подводить экономические итоги 2022 года. Сегодня речь пойдет о ситуации на рынке товаров и услуг. По итогам 2022 года ВВП России уменьшился на 2,1%. Решающий «вклад» в падение ВВП внёс торговый макросектор, сокративший на 12,7%.

Фото: из открытых источников

Розничная торговля показала в 2022 году оборот в 42,5 трлн руб., что на 6,7% меньше, чем год назад (в сопоставимых ценах). 

 

 

Оборот сферы общественного питания составил 2,3 трлн руб., что на 4.7% больше, чем показатель 2021 года.

Сектор платных услуг населению также продемонстрировал рост. В 2022 году его объем составил 12,6 трлн руб., что на 3,2% больше, чем в предыдущем году.

Основной объем спроса в данном секторе сконцентрирован в следующих направлениях:

  • ремонт и обслуживание автомобилей – на него пришлось 31,5% сектора;
  • ремонт жилья (25%);
  • парикмахерские и косметические услуги (13%).

На все остальные направления (изготовление и починка мебели, ремонт разных бытовых изделий и пр.) пришлось 30,5%. 

В абсолютном выражении оборот сектора оптовой торговли составил 121,7 трлн руб. Но в сравнении с другими секторами оптовая торговля пострадала гораздо сильнее: её объёмы уменьшились за год на 14,5%. 

 

 

Как можно заметить, основная причина падения результатов торгового макросектора – это спад в оптовой торговле. Также свою роль сыграло и падение результатов розничного сектора. Но сегменты платных услуг населению и общепит показали положительную динамику.   

Следует отметить, что падение оборотов розничной и оптовой торговли плохо не только само по себе, но и по причине падения заказов в смежных отраслях. Ведь население и организации, приобретающие товары в сфере торговли, формируют платежеспособный спрос на продукты, бытовые товары легкой промышленности, парфюмерию, косметику и так далее.

Также торговый макросектор приобретает транспортные услуги, способствует потребительскому кредитованию и оказывает другое прямое и косвенное воздействие на многие отрасли экономики страны.

Негативное воздействие динамики торговли можно проследить на падении производства таких продуктов, как (2022 к 2021):

  • текстильные изделия -8,3%;
  • мебель -2,6%;
  • кожа и изделия из неё -1,7%.

Чем же можно объяснить падение объёмов оптовой и розничной торговли?

В первую очередь это изменение потребительского поведения населения, значительная часть которого перешла на сберегательную модель поведения. Данное поведение объясняется неуверенностью в перспективах роста доходов и сомнениями в сохранении макроэкономической стабильности.

Далее большую роль сыграло и падение реальных денежных доходов населения. За 2022 г. они уменьшились на 1,4%.

Третий фактор – воздействие санкций и контрсанкций на импорт потребительских товаров и уход с российского рынка многих западных брендов.

Что касается настроений руководителей предприятий макросектора, то результаты опросов показывают, что их настроения стабилизировались во второй половине 2022 года.

 

 

Дальнейшие перспективы торгового макросектора тесно связаны с несколькими аспектами ситуации в стране:

  • сохранение контроля над инфляцией – для торговли предсказуемость цен является одним из ключевых индикаторов;
  • рост реальных доходов населения – который вполне возможен, учитывая приближающиеся выборы президента 2024 года, и связанные с ними повышенные выплаты из бюджета;
  • улучшение потребительского поведения населения – для чего необходимо поддержание макроэкономической стабильности.

Также руководители торгового макросектора в качестве препятствий к развитию своих компаний отмечают высокую налоговую нагрузку – этот фактор назвали 33% опрошенных предпринимателей.

Реклама