Принято считать, что современная политическая карта сама по себе как бы является гарантом спокойствия и глобальной безопасности. Соблюдая консенсус, закрепленный на ней, население планеты застраховано от войн. Но последние события в мире показывают, что границы по-прежнему исчезают и появляются. Вот, как минимум, четыре примера государств, которые могут появиться еще при нашей жизни.
Чтобы понимать, почему современные границы государств выглядят так, а не иначе, – достаточно держать в голове две вещи. Первая – это Вестфальский мирный договор, который закончил Тридцатилетнюю войну, унесшую жизни восьми миллионов людей. Тогда страны в результате длительных переговоров 109 делегаций заложили основы современного суверенитета, на которых держится вся европейская государственность и поныне.
Вторая вещь ближе к нашему времени – явление деколонизации, последовавшее после Второй мировой войны и распад Советского Союза. После этих «тектонических» сдвигов карта мира стала плюс-минус такой, какой мы ее знаем.
Границы государств – это, пожалуй, самый болезненный вопрос, из-за которого возникало большинство войн на нашей планете. Поэтому каждый раз, когда тот или иной этнос или нация говорили о создании собственного государства, как правило, возникало напряжение, выливающееся в очередную войну. Между тем, и сейчас в мире есть территории, где говорят о создании новых государственных образований.
В Европе первый кандидат на независимость – это Каталония. Даже сейчас этот регион в составе Испании имеет такую автономию, которой нет ни у какого другого аналогичного образования. Столица – Барселона, население – 7,5 млн человек, площадь – 32 тысячи квадратных километров. Имеет собственный язык и особую национальную гордость.
В 2017 году здесь провели референдум, на котором граждане проголосовали за отделение от Испании, но Мадрид не только не признал его легитимность, но и наказал «зачинщиков». Беспорядки улеглись, но Испания по-прежнему имеет «пороховую бочку», которая может рвануть, как только возникнет первый удобный момент.
Кстати, Франции тоже следует поднапрячься, ведь каталонцы, кроме части Испании, хотели бы вернуть еще и кусок Франции, граничащий с их нынешней автономией, ведь они считают исторически своим.
Ливия как суверенное государство в современных границах образовалось после Второй мировой в виде королевства. В 69-м повстанцы под руководством Муамара Каддафи свергли монарха и упразднили монархические институты. В 2011 году ливийская оппозиция в ходе Арабской весны свергла самого Каддафи.
Но благоденствия это не принесло, а наоборот, спровоцировало гражданскую войну. Она кончилась больше трех лет назад, но в регионе и поныне нет централизованного правительства, авторитет которого признали бы все враждующие группы.
Малонаселенная довольно большая территория (1,7 млн км2), 90% которой пустыня, между тем, лакомый кусочек, ведь там находятся нефтяные месторождения. Они могли бы сделать Ливию богатейшей страной. Но внутри нее пока нет силы, способной контролировать всё и всех.
Однако на большей части земель господствует Ливийская национальная армия, которую возглавляет Халиф Хафтар. На него сделали ставки Россия и Китай, которые теоретически могут первыми признать новое государство. А это, согласитесь, немало.
Удивительный, таинственный и довольно многочисленный народ – курды. Они влияли на ход истории всего Ближневосточного региона, но так и не обрели собственного государства. Больше 45 миллионов носителей курдского языка и тех, кто называет себя курдами, рассеяно по всему миру. Больше всего их проживает в Турции, Ираке, Ираке, Армении и Сирии.
Арабская весна дала возможность курдам организовать автономию в Ираке. Ее назвали с намеком «Южный Курдистан» подразумевая, наверное, что к нему следует присоединить и «Северный», который расположен в Турции и Иране.
Значительная диаспора курдов действительно проживает внутри Турции и считает эту землю своей. Почти четверть населения этой страны – курды, но турки давно притесняют этот народ и обоснованно побаиваются его. Если бы не вступление Турции в Евросоюз, который заставляет стран-участниц уважать права этнических меньшинств, то их бы так понемногу и сокращали. Но в 2011 году была объявлена автономия в составе Турции.
Поселения курдов находятся в наиболее экономически бедных районах, люди влачат жалкое существование. Распространена преступность, проституция – им как будто специально создали все условия для деградации нации. Если так дальше будет продолжаться, то ни о каком Курдистане речи не может идти.
Остров в Тихом океане, крупнейший в составе архипелага Соломоновы острова. Формально Бугенвиль входит состав Папуа – Новой Гвинеи, но на правах автономии. На острове проживают около 250 тысяч человек. Интерес к нему вызван тем, что здесь находится крупнейшее в мире месторождение меди.
В течение XX века остров дважды провозглашали самостоятельным государством (с присоединением к нему нескольких более мелких островов архипелага). Но и в настоящее время оно остается непризнанным. Несколько раз население мятежного острова проводило референдумы о независимости, где всегда решали, что пора отделиться в собственное государство.
Переломным моментом в борьбе за отделение стало вмешательство ООН в 2005 году. Тогда руководство Папуа – Новой Гвинеи утвердило конституцию островной автономии, которая положила начало всем государственным институтам. В Бугенвиле есть собственная валюта и полицейские органы. Ожидается, что к 2027 году регион станет суверенным государством.