Президент Турции Реджеп Эрдоган, скорее всего, вернет России зенитные ракетные комплексы С-400, приобретенные много лет назад, из-за растущей зависимости от США. По мнению ряда аналитиков, у него попросту нет другого выбора, кроме как уступить Дональду Трампу, требующему избавиться от российских ЗРК. Учитывая, что Анкара сегодня нуждается в прямых американских инвестициях, Эрдоган, видимо, выберет из двух зол наименьшее. Подробности – в данной статье.
Споры Турции и США из-за С-400 продолжаются уже восемь лет с момента получения Анкарой комплексов в 2017 году. Вашингтон не признал эту сделку и ответил чувствительными для Анкары мерами. Наиболее острым вопросом стала проблема американских истребителей F-35, часть из которых находится в турецких ангарах, однако из-за рестрикций Вашингтона их нельзя эксплуатировать.
Как пояснил политолог Айдын Сезер, США ввели санкции и добились исключения Турции из проекта по приобретению F-35. Последняя была не только заказчиком этих истребителей, но и важной страной в цепочке их активных поставок.
Поэтому отстранение от программы производства стало главной проблемой в турецко-американских отношениях. Сейчас Турция остро нуждается в F-35 на фоне напряженных отношений с Грецией. По словам Сезера, это особенно актуально из-за ослабления национальных военно-воздушных сил.
Турции припомнили, что она когда-то поставила не на ту «лошадку»
«Соединенные Штаты требуют от Турции немедленно отказаться от С-400, либо оставить их на американской базе в Инджирлике, Адана, а то и вернуть в Россию», - пишет политолог.
Положение турецкого лидера - наглядный пример того, к каким опасностям может привести доминирование внутриполитических соображений и личной обиды над внешней политикой и национальной безопасностью. История с С-400 с самого начала была примером недальновидности и теперь, судя по всему, пришло время платить по счетам.
Всё случилось, как уже было сказано выше, в теперь уже далёком 2017 году. Именно тогда Турция и Россия подписали соответствующий договор на фоне ухудшения отношений между Анкарой и Вашингтоном. По сути, приобретение С-400 стало вызывающим жестом в адрес западного альянса.
В свое время Эрдоган показал пример недальновидности
Турецкие правительственные СМИ тогда приветствовали это как утверждение суверенитета, доказательство того, что Анкара не будет подчиняться Вашингтону. Националистические избиратели, чья поддержка была необходима Реджепу Эрдогану для удержания власти перед президентскими выборами 2018 года, с восторгом приняли это.
Примечательно в этой истории то, что российские ЗРК за все годы так и не были использованы по назначению. Спустя несколько лет после приобретения Турция провела единственный испытательный запуск вблизи Синопа. После этого тихо-мирно «законсервировала» систему.
Примерно в то же время администрация Дональда Трампа исключила Турцию из консорциума F-35, а потом ввела санкции. Тем самым турецкое агентство по закупкам в сфере обороны было, по сути, отрезано от американских финансовых институтов, военного оборудования и чувствительных технологий. Таким образом турецкие оборонные компании, которые были неотъемлемой частью цепочки поставок F-35, оказались в изоляции.
Трамп объяснил Эрдогану, в чём тот не прав
В течение последующих лет Реджеп Эрдоган пытался играть на два фронта: сохранить российские ракеты и одновременно восстановить добрые отношения с Америкой. Еще в сентябре текущего года некоторые турецкие чиновники выдвигали идею «технического военного механизма» для контроля над С-400, надеясь, что Трамп найдет лазейку в законодательстве, которая позволит им сохранить оборудование и одновременно восстановить доступ к F-35.
Однако Вашингтон не согласился. Посол США в Турции Том Баррак ясно дал понять: Анкара должна полностью отказаться от С-400, если хочет вернуться к программе F-35. Иными словами, Эрдогану необходимо взять свои слова обратно или лишиться всякой надежды на приобретение самых современных в мире истребителей-невидимок.
Последствия для внутренней политики, как считают многие аналитики, могут быть серьезными. Та же националистическая риторика, которая не позволила Эрдогану отступить в 2017 году, теперь грозит представить любой разворот как капитуляцию. Похоже, политические оппоненты будут от этого только в восторге.
Анкара должна отказаться от прежней договоренности с РФ, считает посол
Ведь перед ними президент, который пожертвовал миллиардами долларов, местом Турции в важнейшей оборонной программе западного альянса и годами продуктивных отношений с НАТО. Всё это ради системы вооружений, которую он никогда не использовал, от которой теперь отчаянно хочет избавиться и за которую, возможно, даже не получит компенсацию.
Эрдоган, конечно, попытается преподнести это в выгодном свете, не исключают отдельные аналитики. Падение режима Башара Асада в Сирии и позиционирование Турции как регионального игрока могут послужить неким прикрытием. Он также может сослаться на свои личные отношения с Путиным и Трампом как доказательство дипломатического мастерства.
Однако факты остаются фактами. Покупка С-400 была продиктована уязвленным самолюбием и внутриполитическими расчетами, а не стратегической логикой. Это дорого обошлось Турции в плане финансов, союзнических отношений и доступа к важнейшим военным технологиям.
Эрдоган давно позиционирует себя как важного игрока на Ближнем Востоке
Турецкая оппозиция явно не даст избирателям забыть об этом. Впрочем, как и всем остальным, кто наблюдает за тем, как внешняя политика «гордой нации» становится заложницей эго одного человека. А ведь впереди президентские выборы 2028 года…