Миллионы людей не представляют своей жизни без маркетплейсов. Приложения различных онлайн-магазинов наверняка имеются в мобильных телефонах большинства россиян. При этом, занимаясь подобного рода покупками, многие даже не догадываются, с какими «подводными камнями» можно столкнуться и на какие проблемные «рифы» напороться. Предлагаем ознакомиться с рядом нюансов, которые, возможно, помогут избежать нежелательных проблем.
Если судить по количеству точек Wildberries и Ozon на душу населения в отдельно взятых населенных пунктах нашей необъятной Родины, то без этих маркетплейсов сегодня мы с вами просто не мыслим своей жизни. Действительно, для тех, чей финансовый достаток весьма скромен, покупки там – выход из любой ситуации, вплоть до самой критической.
Всевозможные скидки и даже рассрочка платежей помогают многим пережить непростые времена, тем более, когда в обычных торговых точках ценники меняются с невероятной быстротой. Увы, но даже такие «мегамонстры» онлайн-продаж, как Wildberries и Ozon, не избегают всевозможных правовых проволочек и каких-либо нападок.
Совсем недавно Герман Греф, глава «Сбера», обвинил российские маркетплейсы в недобросовестной конкуренции и работе «в убыток за счет государства». По его словам, только в текущем году площадки не доплатили налогов на 1,5 триллиона рублей. В этом с ним оказалась солидарна Эльвира Набиуллина, руководитель «Центробанка».
Маркетплейсы обвинили в недобросовестной конкуренции
По мнению Набиуллиной, те же скидки, которые маркетплейсы дают за оплату товаров картами своих банков, - «не совсем справедливая конкуренция». Поэтому крупнейшие российские банки обратились во властные структуры с предложением ввести единую ценовую политику вне зависимости от способа оплаты.
Основатель Wildberries и глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким обвинила банкиров в попытке уничтожить конкурентов. Их «агрессивная публичная и кулуарная позиция относительно скидок при оплате на маркетплейсах», по ее мнению, направлена исключительно на «циничное устранение соперников с рынка».
«Многие банки пытались сделать маркетплейсы, но у них не получилось. За это, конечно, надо «наказать» Ozon и WB, а самое главное - миллионы потребителей», – подчеркнула Ким.
Неизвестно, во что эта «конкурентная война» выльется в дальнейшем, но у наших любимых маркетплейсов и без этого проблем, как говорится, «вагон и маленькая тележка». Например, по требованию ФАС им не так давно пришлось пересмотреть ряд внутренних правил.
Татьяна Ким обвинила банки в устранении соперников
Итак, Wildberries с 1 ноября отменил применение индекса остатка товара. После его внедрения предприниматели с низким индексом должны оплачивать хранение товаров на инфраструктуре площадки по более высокой цене.
В противном случае на их товар без согласования устанавливаются скидки, либо же продукцию придется вывозить со складов маркетплейса. Иными словами, продавцы вынуждены выбирать между автоматической скидкой и оплатой услуг хранения по завышенному тарифу.
Кроме того, устранены изменения в работе механизма «конструктор тарифов». Через него формировался порядок оказания дополнительных услуг, от которых продавцы не могли отказаться ранее установленного срока, даже если в этих услугах больше не нуждались.
С остатками товара на складах теперь поступают иначе
Также Wildberries разработал изменения оферты, описывающие порядок предоставления услуг в рамках этого механизма. Речь идет о принятии и отключении опций «конструктора тарифов», а также о закреплении их юридического статуса и порядка изменений.
«Условия опций этого механизма приравнены к условиям оферты», - пояснили в пресс-службе ФАС.
Теперь площадка позволит продавцам приобретать отдельные услуги по желанию без необходимости выбора соответствующей опции в «конструкторе тарифов». Так, начиная с 18 ноября, на основании разовых заявок можно оформить услуги досрочного вывода денег. В первом квартале следующего года Wildberries планирует внедрить перераспределение остатков между товарами.
Ozon изменил правила обработки возврата товаров. Ранее отмененные заказы автоматически отправлялись на склады для повторной продажи, из-за чего предприниматели не могли свободно распоряжаться своим товаром и продавать его через другие каналы. Продавцы сталкивались со сложностями при вывозе своего ассортимента со складов Ozon - не могли забронировать нужное время для этого и оплачивали услуги хранения товаров неопределенное время.
На Ozon поменялись правила обработки возвратов
Маркетплейс восстановил прежнюю модель возврата товара. Теперь продавцам не нужно отслеживать каждую его отмену и создавать отдельные заявки на вывоз ассортимента. Ozon запустит функцию автовывоза возврата со склада. Компания также предприняла действия, направленные на устранение блокировок личных кабинетов пользователей без объяснения причин.
В ФАС считают, что изменения позволят маркетплейсам «учитывать ценовую политику представителей малого и среднего предпринимательства, а также предотвратят потенциальные нарушения площадками антимонопольного законодательства». А что вы думаете по поводу всех этих изменений, уважаемые читатели? Скажутся ли они в итоге на покупательском спросе - количестве и качестве наших с вами заказов?