В последние годы все больший общественный окрас приобретают уголовные дела в отношении высоких чиновников-взяточников. Оперативные съемки с мест проведения обысков вмиг разлетаются по Сети. Таким образом простые граждане узнают о золотых унитазах и миллиардной «наличке» под матрасами. Однако за кадром остается, пожалуй, самое интересное – каков дальнейший путь у «чиновничьих» миллионов и элитной недвижимости. В данной статье приоткроем эту сторону борьбы с произволом отдельных госслужащих-коррупционеров.
Одним из самых ярких фигурантов дел о взяточничестве последних лет стал губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. До ареста в марте 2021 года глава региона был известен своими одиозными, порой, эксцентричными заявлениями, часто фигурировал в общественных скандалах.
Так, он в свое время дал распоряжение местным чиновникам отговаривать женщин от абортов, позже обвинил США в дестабилизации ситуации в Пензенской области на фоне «цыганских» волнений в селе Чемодановка. Также в СМИ неоднократно мелькала информация о том, что областные школы обязывают завешивать портретами губернатора. Белозерцев получил прозвище «Ваня Плиточник» из-за подозрений в отмывании бюджетных средств ввиду регулярной перекладки бордюров и тротуарной плитки в парках и скверах.
И вот, словно гром среди ясного неба, известие о том, что Белозерцева подозревают в серьезном преступлении. Примечательно, что за полгода до этого он одержал убедительную победу на региональных выборах – 78,72% избирателей в очередной раз отдали свои голоса за действующего губернатора. На второй после ареста день, 23 марта 2021 года, Иван Белозерцев был отстранен от занимаемой должности «в связи с утратой доверия президента».
Момент задержания губернатора Белозерцева
В ходе оперативных мероприятий у бывшего губернатора обнаружились четыре квартиры, новенький «Мерседес», а также часы Breguet стоимостью свыше 5 млн рублей. Как итог – Белозерцев был признан виновным в получении взятки на сумму свыше 30 млн рублей, а также в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов.
Суд лишил экс-губернатора госнаград, включая ордена Почета и медали ордена «За заслуги перед Отечеством», и назначил наказание в виде лишения свободы на 12 лет в колонии строгого режима со штрафом в 450 млн рублей.
Вместе с ним на скамье подсудимых оказались экс-сенатор Совета Федерации, бывший тесть народного артиста России Николая Баскова Борис Шпигель и его жена – владелица крупной фармацевтической компании, работавшей по всей Пензенской области. Правда, никто из фигурантов так своей вины и не признал.
Судебный процесс над бывшим пензенским губернатором
Ранее у полковника Федеральной службы безопасности России Кирилла Черкалина, главы отдела «К» службы экономической безопасности ФСБ России, при аресте нашли драгоценности и наличные средства на общую сумму свыше 12 млрд рублей. Этим он, кстати, побил «рекорд» полковника МВД Дмитрия Захарченко, который хранил в квартире своей сестры около 9 млрд рублей.
Черкалину, как и Белозерцеву, было предъявлено обвинение в получении взятки в особо крупном размере. Следствию удалось доказать, что за «общее покровительство» полковник ежемесячно получал по 50 тыс. долларов.
«Ответчик признает в полном объеме взыскание в доход государства следующего имущества: 810 миллионов рублей, 72,7 миллиона долларов и 8,5 миллионов евро. А еще автомобиля Porsche Cayenne, наручных часов и запонок», - перечислил тогда в ходе судебного процесса защитник полковника Владимир Михайлов.
Полковника Черкалина ведут на допрос
Позже адвокат в беседе с журналистами сообщил, что Черкалин согласен далеко не со всеми доводами следственных органов по поводу имущественных вопросов. По его словам, «в пользу государства» пытаются незаконно забрать 120 000 рублей, 2000 швейцарских франков, пять квартир и два дома, шесть земельных участков, 14 нежилых помещений, парковочные места и ювелирные украшения «честного труженика» - скромного полковника ФСБ.
Суд приговорил Черкалина к семи годам лишения свободы и постановил изъять его имущество на общую сумму в 6,3 млрд рублей. Впрочем, в колонии полковник Черкалин долго не задержался. Сначала ему заменили лишение свободы исправительными работами, а в октябре нынешнего года он уже оказался на свободе.
Так куда же уходит конфискованное у таких вот «слуг народа» имущество и незаконно полученные денежные ассигнования? По данным Министерства финансов России, деньги, конфискованные в рамках коррупционных дел, а также вырученные от продажи незаконно нажитого имущества чиновников, с 2019 года направляются в Пенсионный (ныне – Социальный) фонд на выплату страховых пенсий.
Изъятие наличности у среднестатистического российского чиновника-взяточника
Стоит отметить, что вся эта процедура происходит после вступления в силу обвинительного приговора суда, поскольку до этого времени все богатства считаются вещдоками и хранятся на депозите СКР. При этом не нужно путать штраф, присуждаемый обвиняемому, и саму конфискацию. Как правило, штраф зачисляется в госбюджет и там «растворяется», а деньги, найденные и конфискованные по суду, как было сказано выше, идут на нужды пенсионеров.
Имуществом, обращенным в доход государства, занимаются судебные приставы. Что-то сбывается через аукцион, что-то остаётся в государственных хранилищах. Если у чиновника-взяточника обнаруживают, к примеру, какое-то произведение искусства, оно передается в музеи или галереи.
Впрочем, такие суровые меры по «отъему» у одних чиновников-коррупционеров нажитого «непосильным трудом», к сожалению, примером для многих других не становятся. Доказательство тому – череда уголовных дел в отношении высоких чиновников Минобороны России.
Знаменитый золотой унитаз бывшего начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова
Только в этом году после отставки Сергея Шойгу в ходе так называемой «чистки» в «жернова правосудия» попали его заместители Тимур Иванов, Дмитрий Булгаков и Павел Попов, замначальника Генштаба Владимир Самарин, замначальника Главного управления инновационного развития Минобороны Владимир Шестеров и другие генералы.
Общая сумма незаконного обогащения исчисляется сотнями миллиардов рублей. Так что в обозримом будущем, хочется надеяться, государственная казна вновь пополнится, а «генеральские» денежки послужат народу.