Арест Павла Дурова во Франции вызвал целый шквал вопросов. Самый главный, конечно, связан с работой Telegram, на котором до настоящего момента было «завязано» не только общение между людьми, группами по интересам, но и z-сборы, работа пабликов, размещающих свежую сводку с фронта, и так далее. Эксперты пророчат Telegram долгую жизнь, но…
Наверняка многие помнят, как в 2006 году в нашу жизнь, ловко потеснив плечом «Одноклассники», ворвалась соцсеть «Вконтакте». Ее создатель – молодой программист Павел Дуров – сумел убедить предпринимателей Вячеслава Мирилашвили и Льва Левиева вложить в раскрутку новой платформы несколько десятков тысяч долларов. Дело, которое поначалу казалось довольно рискованным, неожиданно пошло-поехало.
«Вконтакте» стремительно набирала популярность, принося своим владельцам завидную прибыль. Причем его основателю – Павлу Дурову – достались лишь 12% акций соцсети. Инвесторам Мирилашвили и Левиеву принадлежали 55,5%, а остальное выкупил Mail.ru Group.
Взлет «Вконтакте» был настолько стремительным, что в 2013 году инвесторы, напуганные успехом, за которым, как правило, следует падение, решили продать свою долю инвестфонду United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича. За свой кусок от «Вконтакте» Мирилашвили и Левиев получили 840 млн долларов.
Страница Павла Дурова в «Вконтакте»
И с того мгновения внутри команды соцсети начались дрязги. Дело в том, что Дурова категорически не устроили планы компании UCP сделать «Вконтакте» полностью подконтрольной государству. У Щербовича тоже были претензии к команде айтишников, которые все меньше времени уделяли «Вконтакте» и с головой окунулись в создание нового мессенджера Telegram.
Как правило, подобные размолвки заканчиваются тем, что обе стороны разбегаются по углам. История с «Вконтакте» не стала исключением.
В какой-то момент молодой айтишник психанул, продал свою часть соцсети примерно за 400 млн долларов и уехал из России за границу.
Там он и его команда продолжили вливать жизнь в Telegram. Ставка делалась на то, что эта платформа будет бесплатной и совершенно независимой. Павел Дуров и его старший брат Николай, который также активно работал над всеми семейными проектами и многое в них вложил, во главу угла всегда ставили именно свободу от любого давления, в том числе политического.
Николай и Павел Дуровы
Это аспект довольно быстро привлек к Telegram внимание людей. В 2016 году в нем уже было более 100 млн пользователей и этот список рос.
Несмотря на то, что изначально платформа позиционировала себя как бесплатная, со временем в ней появились дополнительные функции, которые можно было купить. В итоге, как подсчитал скрупулезный Forbes, в 2017 году капитализация мессенджера составила 1 млрд долларов.
Но на этом Дуров и его команда решили не останавливаться. В 2018 году они предложили инвесторам новый проект: создание собственной блокчейн-платформы и криптовалюты Gram. Люди довольно охотно поддержали эту идею, так что в проект удалось инвестировать 1,7 млрд долларов.
К 2024 году Telegram взлетел до немыслимых высот. У проекта появилась собственная экосистема приложений, Toncoin - еще одна криптовалюта команды Дурова - по капитализации поднялась на девятое место в мире, а на базе TON был запущен один из крупнейших стейблкоинов USDT. Капитализация Telegram составила 30 млрд долларов.
Фото: из открытых источников
Популярность мессенджера добралась до отметки 1 млрд человек. В одной только Индии Telegram пользуются более 140 миллиона человек. Россия в этом списке оказалась на втором месте с более скоромным показателем в 34 млн человек. Нам в затылок дышат Индонезия - 27,2 млн человек, Штаты – 26,85 млн человек и Бразилия – 21,94 млн человек.
Также Telegram активно «юзают» жители СНГ и Европы.
Издание TechCrunch сообщило, что во Франции Telegram занимает первое место в категории «Социальные сети».
В планах у команды Дурова было дальнейшее развитие, однако арест основателя платформы попутал все карты. И моментально сказался на криптовалюте: TON в один миг «просел» на 15% и более, а еще одной дуровской «крипте» - Notcoin - поплохело до 0,0001 USDT за 1 токен.
Что же теперь будет с самим мессенджером? Технический директор IT-компании HFLabs Никита Назаров считает, что Telegram продолжит работать так же, как и прежде. Но с оговоркой. Своими умозаключениями Назаров поделился с изданием «АиФ»:
«Для спецслужб любой страны есть ценность в контроле потоков информации, которые в случае с Telegram были действительно защищены. И поэтому главный риск в том, что Telegram это свойство утратит — некто получит доступ к серверам, ключам шифрования переписок или другим механизмам контроля».
Фото: из открытых источников
IT-эксперт Михаил Климарев (включен в реестр иноагентов) подтвердил, что просто взять и "выключить" структуру с миллиардом пользователей нельзя, так как:
«...по деньгам, насколько мне известно, все оплачено вперед».
Сервера мессенджера территориально находятся в Европе и Штатах. Европейские спецслужбы наверняка в ближайшем будущем их изымут, однако расшифровать вряд ли смогут. Но попытаются. Последствия этого могут сказаться на пользователях, которые в одночасье рискуют потерять все данные в мессенджере
Специалисты рекомендуют сохранить их, пока еще есть время. Для переноса данных на стационарный компьютер из Telegram необходимо зайти в раздел «Продвинутые» и включить «Экспорт данных».
Telegram-канал «База» сообщил, что сотрудникам ряда российских силовых ведомств, администрации президента и правительства РФ пришло поручение стереть свои переписки в мессенджере Дурова.
Фото: из открытых источников
А админ Telegram-канала «Два майора» уверяет, что команда Дурова предусмотрела возможную ситуацию с его арестом. Есть некий план, который запустят разработчики для того, чтобы мессенджер продолжал бесперебойно работать.
Вопрос в другом: ранее Telegram активно использовали российские бойцы и командование в качестве надежного средства связи. А теперь, когда в любой момент «во внутренности» платформы смогут сунуть свое жало европейские спецслужбы, от этой практики придется отказаться.
Зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев уверяет:
«У ВС РФ в наличии достаточно средств для связи, чтобы не горевать по «телеге». Которая, кстати, пока что работает без проблем, и у компании даже имеются какие-то протоколы для подобного случая. Но, если мессенджер все же прекратит работу, русский солдат сумеет найти замену».