Два американца в буквальном смысле слова застряли в космосе. Речь идет об астронавтах Суните Уильямс и Барри Уилморе, которых не на чем возвращать на землю – звучит странно, но факт. Так что теперь NASA предстоит решить, у кого просить помощи. Вариантов, честно говоря, у них немного – Илон Маск или русские. Читайте далее, чтобы узнать, как Запад попал в космическую ловушку, и есть ли у него шанс выбраться.
Итак, два астронавта фактически стали пленниками космоса. До этого на МКС их доставили на с трудом стартовавшем корабле Starliner, принадлежащем компании «Боинг». Вот тогда-то и начались проблемы: пристыковка прошла с проблемами. А все из-за того, что еще в космически просторах корабль стал разваливаться.
По изначальным планам экипаж должен был пробыть на МКС примерно неделю, а после отправиться обратно. Так что теперь у Уильямс и Уилмора пока нет вариантов, на чём возвращаться на Землю, а паникующий «Боинг» срочно ищет причину поломки.
CST-100 Starliner — американский многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль
Как правило, с названием «Боинг» ассоциации возникают исключительно самолетные. Однако мало кто знает, что компания с мировым именем в космосе далеко не новичок. У нее уже был опыт реализации проектов по созданию пилотируемых кораблей, и самым известным из них стал «Аполлон». Кроме того, они известны своим мощным строительством ракет и спутников.
В стремлении составить нашей стране серьезную конкуренцию, еще в 2010 году NASA инициировали создание аппарата, на котором можно было бы доставлять космонавтов и грузы. На эти цели даже было выделено жалких 18 миллионов долларов, и даже поначалу все пошло «на ура»: летом этого же года вышел прототип корабля CST-100, который продемонстрировали на авиашоу. По задумке запустить его в полет предполагалось в 2014 году, но стали возникать задержки с финансированием. Но после его получения стали возникать и другие проблемы, в том числе и на стендах.
В итоге корабль смог покинуть Землю на ракете Atlas V с российским двигателем РД-180 только под занавес 2019 года. Но и здесь возник коллапс: корабль заблудился в космосе, потратив топлива больше, чем положено, и не долетел до МКС. Американцы попытались было свалить все на воздействие спутников связи, но потом оказалось, что все дело в проблематичном ПО.
Ракета США Atlas V с российским двигателем РД-180
После этого беспилотного полета собирались запустить корабль с людьми, однако, подумав, оценили все риски и решили еще раз произвести «пустой запуск». NASA и Боинг с трудом насобирали нужные миллионы денег. Но и тут все оказалось «не слава Богу»: одна за другой возникли проблемы, и старт снова отложился, теперь до 2022-го. В этот раз все прошло хорошо, состыковка с МКС состоялась.
В итоге дело дошло и до запуска с людьми, который планировали 6 мая в этом году. Но за два часа до старта запуск было решено отменить. Аналогичная история повторилась 17 мая, 1 июня и 2 июня. Долгожданный взлет состоялся 5 июня.
Астронавты NASA Барри Уилмор (слева) и Сунита Уильямс на старте испытательной миссии экипажа Starliner-1. Штат Флорида, США, 5 июня 2024 года. Фото: Reuters
Позднее стали известны и причины долгого старта. Сперва услышали дребезжание кислородного клапана топливной системы в Atlas V. У этого клапана уже были проблемы, в том числе из-за стремления сэкономить сначала на чертежах, а затем на его производстве. То есть, в итоге получилась «серая» деталь.
Опуская технические подробности и разборки этой истории отметим, что после того, как было решено заменить клапан, обнаружилась еще одна важная проблема: утечка из самого корабля гелия – вещества, необходимого в том числе и для так называемой коррекции движения.
Тестирование «Старлайнера». SpaceX тоже совершала такие тесты, но ещё провела испытания в полёте на настоящей ракете. Фото: Boeing
В итоге по какой-то причине после осмотра течи эксперты решили не производить никакого ремонта и стартовать с этим «недочетом». Типа, не такая уж и большая трещина. Честно говоря, это было весьма странное решение.
«Мы сможем справиться еще с четырьмя утечками. Мы сможем справиться конкретно с этой утечкой, даже если она усилится в сто раз», — комментировал тогда ситуацию ведущий менеджер NASA Стив Стич.
То есть, с этой вот трещинкой и пошли на старт. Тогда в мировых СМИ пошли разговоры о том, что NASA ввязалось в большую авантюру, а в России вспомнили сатирика Задорнова и его знаменитое «Ну, тупыыыыыые».
Система стыковки NASA на «Старлайнере». Фото: NASA
Смешно или нет, но уже в космосе Starliner снова стал «капризничать»: стали возникать проблемы с двигателями реактивной системы управления. В итоге произошел срыв первой стыковки, корабль элементарно не слушался.
Таким образом в отказ ушло пять двигателей. В ожидании нового стыковочного окна специалисты смогли починить четыре из них. Закончилось все тем, что состыковались с огромным трудом и без одного двигателя.
В NASA заявили, что дата возвращения Starliner на Землю перенесли с 26 июня на следующий месяц, и не раньше, причем, на неопределенное время. Фото: NASA
Как заверил член Российской академии космонавтики Александр Железняков, данная поломка не имеет отношение к обнаруженной ранее на старте. При этом возникло ряд сбоев и других системах, и их оказалось довольно много.
«Идет работа над поиском решений, которые позволили бы в дальнейшем эксплуатировать корабль. Ситуация не очень приятная, но это тот путь, который приходится проходить при испытании новой техники», - цитирует «Комсомолка» эксперта.
Вся эта масса причин и создала ситуацию, в которую попали астронавты, застрявшие в космосе. Возвращать их на том же корабле, на котором они прилетели, судя по всему, никто не рискнет. Поэтому в качестве варианта возвращения рассматривают капсулу Dragon Илона Маска.
Еще один вариант – запросить помощи у русских, которые теоретически могли бы отправить на МКС пустой «Союз», на котором все бы и вернулись. Но решатся ли американцы на этот шаг? Не побоятся ли, особенно учитывая текущую политическую ситуацию и конфронтацию Москвы и Вашингтона? Узнаем об этом совсем скоро.