Образы донских и кубанских казачек, в разное время исполненные Элиной Быстрицкой, Нонной Мордюковой, Людмилой Хитяевой, Зинаидой Кириенко, Мариной Ладыниной, Кларой Лучко и другими известными актрисами, на долгие годы для многих зрителей стали эталоном истинных представительниц данного этноса. Но на самом ли деле они такие, или же это всего лишь литературный вымысел? Истинное лицо казачек – в нашей статье.
Удивительная всё-таки вещь – киноискусство с его перевоплощениями. Раз – и Элина Быстрицкая, киевлянка из еврейской семьи, превращается в самую лучшую Аксинью «всех времён и народов» из «Тихого Дона». Два – и Марина Ладынина из сибирской глубинки становится самым любимым председателем колхоза Галиной Пересветовой из «Кубанских казаков».
Так какие же они – настоящие казачки? Похожи ли на тех, кого на киноэкранах воплотили эти и другие великие русские актрисы? В казачьих семьях, оказывается, с давних пор женщинам отведена особая роль. На их плечах – большой груз ответственности.
Возможно, поэтому в большинстве случаев казачки обладали твёрдым характером и сильной волей, как и показали своими ролями все вышеупомянутые киноактрисы. Ни при каких жизненных испытаниях казачки не пасовали и даже перед лицом смерти не теряли стойкости.
Быстрицкая создала мощный образ истинной казачки
За спиной каждого казака-воина всегда стояла именно такая женщина: бесстрашная защитница и хранительница семейного очага. Пока мужья покоряли степи и сражались на войнах, жёны пахали землю, растили детей, управляли хозяйством и защищали дом. Их бабья доля - это рассказ о невероятной стойкости и тихом подвиге, который столетиями создавал и сохранял уникальный мир казачества.
«В некоторых кубанских станицах, находившихся в непосредственной близости от границы, существовала традиция, по которой глава семьи передавал власть хозяйке в случае его отсутствия или невозвращения с войны. Эта норма закреплялась в обычном праве», - рассказывает Наталья Старченко, старший преподаватель кафедры истории России Донецкого государственного университета.
Мужчины-казаки много времени проводили в походах
Немаловажную роль в жизни казачек играли крепкие родственные связи. В отсутствие мужа, ушедшего на службу, женщина могла рассчитывать на помощь родни или соседок. Кроме того, жёны казаков нередко создавали неформальные сообщества для взаимной поддержки, чтобы вместе было легче переносить тяготы разлуки и бытовые трудности.
Зачастую и полевые работы казачки выполняли сообща. В те времена, напоминает Старченко, «тучную чернозёмную целину поднимали не лёгкой сохой, а тяжёлым плугом, запряжённым волами». Поскольку содержать столько тяглового скота одной семье было не под силу, несколько хозяйств объединялись в «супрягу» (временный трудовой союз для совместной пахоты).
Однако подобный уклад не позволял женщинам планировать работу в удобном для себя ритме. Лишь к середине позапрошлого века в обиход вошла практика нанимать на период полевых работ батраков в помощь. Правда, позволить себе это, конечно, могли лишь самые зажиточные семьи.
Во время полевых работ без мужчин приходилось туго
Не стоит забывать и про то, что казачьи семьи отличались строгой иерархией. Там главенствовали принципы домостроя и своеобразного «позитивного авторитаризма», при которых авторитет отца или другого старшего мужчины в роду был, по сути, непререкаем.
«Ряд исследователей института казачьей семьи отмечают патриархальность внутрисемейных отношений в казачьих семьях вплоть до начала XX века, - подтверждает Наталья Старченко. - Однако общественный и личный статус казачки подвергался изменениям в течение различных исторических периодов».
Поскольку жизнь буквально всех мужчин-казаков всегда была неразрывно связана со службой, в казачьих семьях сложились особые обряды, помогавшие супругам сохранить связь во время долгой разлуки. Муж и жена, к примеру, обменивались небольшими подарками-оберегами (украшениями, крестиками, веретёнцами). Эти вещи как бы символизировали верность, защиту и благополучие.
Расставания были непростые...
На Дону и Волге существовал трогательный обычай проводов на войну. Перед отъездом жена подводила к казаку коня, держа поводья в подоле своего платья. По традиции, передавая их, она говорила: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и возвращайся с победой».
При этом жена сначала кланялась в ноги животному, прося его уберечь всадника, а затем родителям, чтобы те неустанно молились о спасении воина. После этого казак брал поводья, прощался с детьми, целовал каждого и просил мать принести ему чистой воды из колодца, к которой до этого никто не прикасался.
Женщина освящала её: крестообразно сыпала в воду соль и читала молитву «Отче наш». Затем она плескала воду вслед уезжающему сыну, прося Бога вернуть его домой живым и невредимым. Сам воин перед отправлением снимал папаху, крестился в сторону дома и родных, только после этого отправлялся в путь.
До его возвращения главой семьи становилась жена, которая в знак скорби и ожидания надевала на голову особый платок - «печальник». Снимала она его только в день возвращения мужа со службы.
Ожидание могло растянуться на долгие годы
Современное казачество, с одной стороны, уравняло права мужчин и женщин, а с другой, сохранило традиционное признание главенствующего и неоспоримого статуса мужчины.
«Сейчас отсутствует необходимость в жизни общинного типа, и каждая семья как ячейка общества принимает индивидуальные решения, выстраивает свою собственную позицию по отношению к казачеству, к традициям, к патриархальному укладу», - поясняет Анна Курапова, доцент кафедры социологии и политологии СПбГЭТУ, автор проекта «Ресторан казачьей кухни «Станица».
При этом в условиях СВО, когда многие мужчины-казаки, следуя примерам предков, отправились защищать интересы Отечества, на плечи их женщин легло тяжёлое, но приятное бремя – патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи.
Воспитание нового поколения казаков - дело хорошее!
Так что связь поколений не теряется – как в былые славные казачьи времена. Разве это не чудесно, уважаемые читатели? Быть может, и кинематограф вскоре порадует нас новыми колоритными образами, похожими на тех, что в свое время создали Быстрицкая, Мордюкова, Лучко…