Смерть всегда приходит без стука, но в этот раз она срежиссировала финал, достойный античной трагедии, от которого стынет кровь. Москва готовилась к Новому году, сверкая гирляндами, а в стенах Театра имени Маяковского сгущалась тьма: бомонд прощался с Анатолием Лобоцким, ушедшим всего пять дней назад. Вера Алентова, несмотря на свои 83 года и слабое здоровье, не могла не прийти — их связывала одна из самых ярких киноисторий любви нулевых, фильм «Зависть богов». Но едва она переступила порог траурного зала, сердце актрисы, словно не выдержав груза воспоминаний, остановилось навсегда.
Символизм этой смерти пугает: уйти в день прощания с экранным возлюбленным, чтобы, возможно, продолжить прерванный диалог уже в вечности. Врачи скорой, прорывавшиеся сквозь пробки предпраздничной столицы, сделали всё возможное, запуская протоколы реанимации прямо на месте, среди венков и траурных лент. Но Алентова уже была далеко. Она ушла так же, как и играла — на разрыв аорты, превратив собственные похороны в последнюю, самую драматичную мизансцену своей жизни.
Вера Алентова и Анатолий Лобоцкий — главные актёры фильма «Зависть богов» режиссёра Владимира Меньшова
Злые языки годами шептались, что своим успехом она обязана исключительно мужу, но её путь начался задолго до встречи с Меньшовым. Мало кто помнит, что до красных дорожек была тяжелая работа чернорабочей на меланжевом комбинате в Барнауле и проваленные экзамены в медицинский, куда её толкала мать. Поступление в Школу-студию МХАТ стало для нее спасением, хотя Москва встретила сибирячку холодно. Катю Тихомирову в «Москва слезам не верит» создала именно она, а не режиссерский пульт. «Оскар» стал лишь золотой статуэткой на полке, а настоящей наградой была народная любовь. Кстати, Алентова блистала не только в драме: её гротескная роль в «Ширли-Мырли» доказала, что она — актриса безграничного диапазона.
Вера Алентова в роли Кати Тихомировой
Масштаб личности Алентовой был таков, что её уход мгновенно отозвался на самом высоком уровне. Владимир Путин, обычно сдержанный в формулировках, направил телеграмму, где нашел удивительно точные слова, описывающие её дар. Это не протокольная отписка, а признание того, что с ней уходит эпоха искренности.
«Вера Алентова была выдающейся актрисой, искренним, обаятельным, душевно щедрым человеком. Светлая память о ней навсегда сохранится в сердцах родных и близких, друзей и коллег, всех почитателей её самобытного дарования», — говорится в телеграмме президента.
Их союз с Владимиром Меньшовым вовсе не был той глянцевой картинкой, которую привыкли рисовать биографы. Молодожены ютились в разных общежитиях даже после свадьбы, воспитывая дочь Юлию в условиях тотального безденежья. Быт и амбиции двух гениев убивали романтику. Однажды они расстались на целых четыре года, живя порознь и даже не думая о примирении. Но именно эта дистанция позволила им понять, что друг без друга этот мир слишком сер и пуст. Они воссоединились прямо на съемочной площадке, чтобы пройти остаток пути рука об руку, доказав, что настоящая любовь — это не вздохи на скамейке, а тяжелый труд прощения.
Владимир Меньшов ушел в 2021-м, и эти четыре года без него были для Веры Валентиновны временем тихого ожидания. Она продолжала выходить на сцену Театра имени Пушкина, которому верно служила с 1965 года, но в глазах читалась тоска по главному режиссеру её судьбы. Теперь ожидание закончилось. Они снова вместе: Меньшов, Алентова, Лобоцкий — золотой состав эпохи, когда кино снимали не ради кассы, а ради души.
Как вы считаете, смогут ли современные актрисы когда-нибудь достичь той глубины, которой обладала Вера Алентова, или этот «золотой век» ушел безвозвратно?