«Европу трясёт» - давно не пропагандистское или журналистское клише, а почти норма жизни, не отражающая уже всей сложности процессов. Ныне массовые акции идут в Болгарии, Литве и Бельгии. Чего хотят жители в этих странах?
Самые массовые протесты идут в Болгарии и идут уже почти месяц. Они стартовали в конце ноября 2025 года, когда правительство объявило бюджет на следующий, 2026 год.
Премьеру страны Росену Желязкову действительно удалось сделать то, что Западная Европа никогда не ждала от Европы Восточной: запустить массовые акции.
Причина лежит в весьма интересной плоскости. Желязков и его команда решили повысить социальные взносы для бизнеса в бюджет и налог на дивиденды для компаний. То есть, де-факто, сделать шаг к простым гражданам, заставить бизнес финансировать социальное государство в Болгарии чуть больше.
Однако не тут-то было. На главную площадь в Софии в начале декабря вышли почти полсотни тысяч студентов. В других крупных городах, вроде Варны, Пловдива и иных, вышло ещё 50 тысяч человек. Цифра для Болгарии невероятная. Потому понятны версии политологов: это всё явно неспроста.
Но бывшая братская республика не единственная в своём массовом протесте. Замечательнейший Вильнюс и вообще вся Литва всколыхнулись из-за целого ряда проблем.
Во-первых, там бастуют водители и собственники грузовых фур, которые оказались заблокированными из-за закрытия КПП на границе с Белоруссией.
Во-вторых, правительство этой страны весьма недальновидно решило внести законопроект об облегчении увольнения руководства главного телеканала страны LRT. Это-то и вывело на улицы тысячи рядовых литовцев: они против диктаторских методов управления.
Не только восток Европы затронут народным негодованием. Европейский квартал Брюсселя, сердце евробюрократии, оккупирован вновь фермерами. Тысячи их со всех стран ЕС протестуют против соглашения о свободной торговле.
Картина понятна. В Болгарии настолько опешили от протеста, что даже отправили в отставку правительство и отменили новые налоговые меры в бюджете. То, что происходит во всех описанных государствах, можно обозначить просто: «сетка» работает.
Российские эксперты все уверены: нашей стороне радоваться этому нет смысла. Вся суть в том, какой смысл ныне вкладывают инициаторы этих протестов в них.
Например, политолог Светлана Вольнова полагает, что протесты – не проявление стихийной демократии, а очередная акция глобалистов.
«Всё идёт по аналогии с киевским майданом, но в другую сторону. Страны Восточной Европы, с одной стороны, понимают, чем обратилось для них вступление в ЕС. Реальным ограблением их экономик», - считает она.
С другой же, вполне вероятно, что Запада и глобалисты запустили хитрый процесс: «разукрупнение» Евросоюза, и возможно, НАТО.
В чём здесь может быть смысл? В том, что вступление одной страны НАТО в войну с РФ автоматически ведёт к вступлению всего альянса в войну. А это будет планетарный ядерный конфликт, возможно последний для человечества.
Потому-то сейчас и подогревают протесты в странах-членах ЕС. Схема, вероятно, такая: какие-то государства, не самые важные, следует «вывести из состава». Они и станут будущими «сменщиками Украины». Ведь политика «сдерживания» России – вечная священная корова для нынешней Европы.
Косвенно это подтверждается и тем, что в болгарских протестах есть ещё один аспект – это протест против вхождения в зону евро.
Тут логика такая: либо государства подчиняются полностью, либо они «выходят на мороз» воевать с Россией. Раз уж в Болгарии протестуют, значит, им придумают новую «роль». Не хотите евро и размытия экономической власти – будут вам грузы 200. Свирепость таких мер зашкаливает. Но таковы правила участия в «европроекте».
Мнение Вольновой поддерживает Михаил Хазин. Унифицированная Европа не нужна никому. Многие страны ещё надеются сохранить свои язык, культуру и даже экономики.
Та же Болгария отказалась отдать Украине свои комплексы С-300. Им навязали завышенную цену на газ и налоги. Это удар по производствам и малому бизнесу.
«Аналитик Центра по фундаментальным правам (Венгрия) Золтан Кошкович заметил у себя в соцсети, что Россия может одержать самую важную победу за 80 лет – поссорить США и ЕС», - отметил экономист и политолог Хазин.
Недавно вышедшая стратегия национальной безопасности Вашингтона как раз об этом. Там Россия не названа главной угрозой, а про Европу сказано, что она уходит в историю.
Другое дело, что распад больших структур может, опять же, ударить по нам. Кого-то заставят воевать против России. И риск скатывания мира в катастрофу и по сей день велик.