«Каждый, кто не имеет машины, мечтает её купить... Мысль о том, что несколько тысяч рублей просто брошены на асфальте, может отравить чьё угодно существование», - говорилось как-то в одном советском фильме про угоны. С поправкой тысяч на миллионы (почти 60 лет прошло), эта мысль верна и по сей день.
Хотя, надо отметить, число угонов сокращается каждый год. Это подтверждают статистики автомобильной отрасли.
Например, в 2003 году ушлые «автолюбители» угнали по стране свыше 125 тыс. легковых транспортных средств. В 2022 году было угнано «лишь» 22 тысячи. Таков прогресс в этой сфере за 20 лет наблюдений.
Основательно выросла и раскрываемость подобного рода преступлений. 20 лет назад ГИБДД и полиция находили лишь треть от всех угнанных личных авто. А теперь – раскрываемость в 70%.
Региональная статистика пока что держится. До 40% краж автомобилей приходится на один субъект Федерации – Москву. Там ныне ежегодно лишаются своих «железных коней» по 1500-1600 человек. Близок к столице и Санкт-Петербург.
Также в сомнительных лидерах в 2024 году – Северный Кавказ. В Дагестане совершили четверть всех угонов, в Кабардино-Балкарии – 17%. По трети всех угонов приходится на три месяца: февраль, март и июль.
Логично предположить, что лидером по автохищениям является самая популярная марка в России. И верно: на долю «Лады» по угонам приходится аж 60%! Более всего преступники соблазняются на модели Vesta и Granta.
Почти девять процентов всех автоугонов приходится на премиальную марку – Lexus. Учитывая статус автомобиля и его цену даже на вторичном рынке, правоохранители давно считают не без оснований, что эти машины угоняют по точечным заказам. Ведь даже перепродажа такого авто – предельно выгодное дело.
В этом году свои позиции «по угонам» сдали «корейцы» Hyundai и Kia. Если раньше они претендовали на или занимали первое место, то теперь лишь на третьем, с 6% в общем числе. Santa Fe – самая угоняемая модель у корейских авто. Ещё бы, в России ведь популярны кроссоверы!
Замыкают топ по угонам автомобили таких производителей, как BMW, Mitsubishi, Toyota и Volkswagen.
Заметим, что сейчас в топе пока нет китайских моделей. Но это лишь до поры до времени: криминальные деятели тоже следят за тенденциями в «своих сферах». Да и у китайцев есть свои премиальные марки.
Тем, кто из автовладельцев ещё неопытен, напоминаем, что угон – вещь предельно неприятная и бьющая по кошельку и амбициям. Мы уже обмолвились о современных ценах на автомобили в начале статьи.
А в случае угона, даже нахождение авто бравыми стражами правопорядка не гарантирует ничего. Автомобиль может оказаться повреждён, разобран, номера – перебиты и так далее. Потому к безопасности «стального друга» следует относиться серьезно.
Как и всегда статистика показывает давнюю тенденцию: наибольшее число угонов происходит по ночам на неохраняемых парковках жилых домов крупных городов. Там, где нет заборов и иных препятствий.
Так что учитывайте, уважаемые читатели. Автомобиль – вещь полезная в хозяйстве, да и статуса добавляет.
Тем же, кто собирается купить автомобиль, стоит учесть ряд моментов. Например, то, сколько будет стоить страховка ОСАГО в 2025 году. В уходящем году цена полиса на эту услугу снижалась.
В ноябре она составила всего 7,5 тыс. рублей. Это почти на 5% ниже, чем аналогичном месяце 2023 года.
Глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев уверен, что условий для повышения средней цены полиса дальше в стране нет:
«На рынке наблюдается достойная конкуренция, даются хорошие скидки. До введения в марте новых справочников автозапчастей серьёзных изменений не планируется», - приводит его слова издание Auto.ru.
В 2024 году более всего подорожали детали для автомобилей из ЕС и Японии. Но на китайские, наоборот, цены снизились. Так что общий рост, если и будет, будет незначителен.
Важной новацией грядущего года для тех, кто за рулём, станет тест системы автоматической проверки наличия полиса ОСАГО. Проще говоря, камеры будут определять по номеру авто на дороге наличие этого необходимого документа.
Номер будет сличаться с базой данных, которая и будет выдавать, есть ли у данного владельца полис, или он нарушает требования. Изначально система будет тестироваться в столице, Свердловской и Волгоградской областях.
Тормозит это всё пока только нужда в сертификации камер на новый вид нарушений. Потому МВД рапортует, что полноценно эта система заработает только в конце 2026 года по стране.
А сейчас по стране без полисов ездит почти каждый десятый автолюбитель. Потому понятна позиция правительства России:
«ЦБ и правительство требуют как можно более быстрого внедрения этой новации», - заметил тот же Уфимцев.
А мы также заметим, что повторный штраф за езду без полиса составит 3-5 тыс. рублей, с января 2025 года. Такова новелла в КоАП. Первоначальный штраф останется прежним: 500-800 рублей.