25 декабря российские СМИ сообщили о трагедии: лайнер, который следовал из Баку в Грозный, упал в районе города Актау. По последним сведениям из 67 человек, которые находились на борту, 29 выжили. Экипаж – пять человек – погиб. Пока что рано говорить об истинных причинах произошедшего, однако по сети уже пошли слухи о том, что неизвестные случайно подбили самолет, а потому планировали его утопить. Очередной фейк или…
25 декабря воздушное судно Embraer 190 (Е-90) авиакомпании Azerbaijan Airlines вылетело из Баку и направилось в Грозный, но приземлиться в пункте назначения не удалось из-за тумана. Как сообщил аэропорт в Грозном, лайнер был перенаправлен в Махачкалу.
Что дальше? Известно, что перед катастрофой экипаж подал сигнал о чрезвычайной ситуации. В 8:35 пилоты сообщили, что у них возникли проблемы с системой управления. Так как автоматика вышла из строя, пилоты вели воздушное судно вручную.
В 8:49 они запросили аварийную посадку в городе Актау, а в 9:28 самолёт буквально рухнул на землю.
В своём Telegram-канале Fighterbomber проанализировал последние минуты полёта пассажирского самолёта и пришёл к выводу, что экипаж до последнего пытался сохранить контроль над ситуацией.
Фото: скриншот видео Telegram-канала Fighterbomber
Изучив данные о полёте на сайте отслеживания полётов, а также информацию о высоте и скорости, пилот-военлёт сделал вывод, что самолёт потерял управление при подлёте к резервному аэропорту Актау примерно через 40 минут после того, как экипаж сообщил о неполадках.
«Обратите внимание, как меняются высота, вертикальная скорость и курс самолёта, - пишет Fighterbomber. - Экипаж боролся до последнего. Возможно, экипаж держал высоту изменением тяги двигателей при заклинивших рулях высоты».
В обсуждениях многие высказали мнение, что пилотам, вероятно, стоило бы совершить посадку на воду. Однако специалист отметил, что при таком сценарии выживших не было бы вообще.
Но в трагедии 25 декабря, к счастью, погибли не все пассажиры. Всего на борту находились 62 пассажира и пятеро членов экипажа. По последней информации, 29 человека были госпитализированы, в том числе трое детей.
Фото: GETTY IMAGES
Счастливчики находились в хвостовой части лайнера. Некоторые из тех, кому посчастливилось остаться целыми и почти невредимыми, сразу после крушения кинулись спасать остальных пассажиров. Довольно скоро к месту падения прибыли бригады МЧС и скорой помощи.
Официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова сообщила, что посольство России в Казахстане и наши зарубежные представительства в этой стране поддерживают связь с местными властями, чтобы помочь пострадавшим в результате авиакатастрофы.
Глава Азербайджана Ильхам Алиев, как только получил информацию о трагедии, в воздухе развернул самолет, в котором он летел для участия в саммите СНГ, в сторону Баку.
Kazakhstan EMERCOM / via Global Look Press / Global Look Press
Владимир Путин в тот же день выразил соболезнования семьям погибших и пострадавшим. Добавил, что в Актау уже вылетел самолет МЧС с необходимым оборудованием и медиками. А также выразил уверенность, что эта авиакатастрофа будет тщательно расследована.
По информации, опубликованной на официальном канале Министерства транспорта Республики Казахстан в Telegram, в настоящее время проводится сбор сведений об инциденте, на основе которых и будет проведено расследование.
Пока что в Росавиации заявляют, что причиной авиакатастрофы стало столкновение с птицами. Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР и член общественного совета Ространснадзора, в интервью «Царьграду» уверенно заявил, что эта версия выглядит вполне правдоподобно.
«Столкновение с птицей может иметь различные последствия - от возгорания двигателя до просто отказа или сбоя каких-то систем. Информации на видео недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. Вот получим расшифровку бортовых самописцев - тогда будет ясно».
Фото: скриншот видео Telegram-канала Fighterbomber
Telegram-канал ВЧК-ОГПУ уже опубликовал стенограмму переговоров пилотов с диспетчерами, из которой понятно, что пилоты столкнулись с серьезными техническими неисправностями, в том числе отказами гидравлики, систем управления и GPS. К тому же пилоты в какой-то момент сообщили о сильном ударе:
«У нас отказало управление, удар птиц в кабине. Удар птиц в кабине (неразборчиво)… Не могу выполнять, управление теряется. Дайте нам векторинг на Минводы и предоставьте погоду Минвод… Теперь гидравлика отказала».
В сети появилось видео хвостового оперения упавшего самолета, изрешеченного подозрительными дырами. Пока нет информации, реальное оно или фейковое. Украинские паблики тут же начали «разгонять» информацию о том, что самолет, был сбит ЗРК Панцирь в районе Грозного. Дескать, по ошибке приняли за БПЛА противника, «саданули» по нему, а потом пытались утопить в море. По сети ходит фото, скорее всего фейковое, хвоста упавшего лайнера, прошитого дырками.
В любом случае, пока не завершено официальное расследование, уверенно о чем-либо говорить нельзя.
В интервью «Известиям» Максим Калинов, бывший сотрудник Следственного комитета и адвокат по уголовным делам, рассказал, что расследование, вероятнее всего, будет проводиться в Казахстане, то есть на месте совершения преступления. Однако существуют международные соглашения, которые позволяют перенести расследование, например, в Россию. Будет ли это сделано, пока неизвестно.