Транспортные проблемы в России пока остаются именно проблемами. Особенно это касается Москвы, в пробках которой, кажется, бывал каждый из тех, кто там живёт или гостил.
Проблемы проблемами, другое дело – особенности власти и управления в конкретной сфере. С ними тоже того... Не всегда бывает всё ровно, в общем.
В середине декабря об очередной «задумке» высказался заммэра Москвы по вопросам промышленности и транспорта Максим Ликсутов. По его идее, власти столицы размышляют о том, чтобы сделать проезд на Московском скоростном диаметре (МСД) платным для жителей Москвы и Мособласти. Сейчас он является платным только для «нерезидентов».
Поясним для немосквичей. МСД – это трасса, которая «пронизывает» столицу с севера на юг и разгружает остальные автомагистрали города. Она идет от автодороги «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе» до платной магистрали М-11 «Нева» на Питер.
Есть у МСД и отворот на восток, на трассу к Нижнему Новгороду и Казань. В общем, наинужнейшая вещь для многострадальных москвичей-автомобилистов, стоящих каждый день в пробках по несколько часов.
По словам Ликсутова,
«На МСД растёт поток машин».
Потому «авторы» и задумались о том, чтобы коммерциализировать магистраль дальше.
«Стоит выбор: либо МСД станет перегруженной трассой с заторами, либо будет шанс за плату проехать по ней за какое-то прогнозируемое время», - заявил он.
Чиновник полагает, что для тех, кто не захочет платить, есть альтернатива: например, Кутузовский проспект. Что ж, перефразируя Бориса Крюка из «Что? Где? Когда?», можно заметить, что позиция властей города понятна.
Однако, голова всему – смысл, который закладывается в то или иное начинание. Москва этими смыслами фонтанирует на всю страну и даже миру «достаётся». Так вот, если о смыслах, то нельзя не возмутиться, хотя бы частично, как и сделал автор Дзен-канала «Привет, тачка».
Платных дорог вокруг Москвы и так немало: до Беларуси, того же Питера, Краснодара и так далее; Проспект Багратиона... Несколько лет назад власти города вовсю заверяли жителей, что проект МСД стоимостью в несколько сот миллиардов рублей, будет для москвичей бесплатным.
Пиару и впрямь было много. Возможность без светофоров проскочить почти всю Москву задаром, с 12 съездами на другие магистрали и шоссе – просто чудо, да? Но опытные москвичи уже тогда чувствовали «наживку».
«Лайфхак» оказался, как и многое другое, временным средством. Ведь есть же старое правило транспортной инженерии и урбанистики: чем больше хороших дорог в городе, тем больше на них трафик, тем выше вероятность пробок и заторов.
Популярность (а её можно было предвидеть!) МСД превратила его в ещё одну крупную московскую трассу со всеми её плюсами и минусами.
«Развязки, соединяющие МСД со старыми дорогами, стали бутылочными горлышками», - указывает «Привет, тачка» и это ещё мягко читается.
Двухчасовые пробки на МСД стали реальностью и очень быстрой. И впрямь: можно заплатить немалые деньги, чтобы проехать быстрее.
Однако тут-то и кроется главная смысловая загвоздка: диаметр и так построен на деньги налогоплательщиков всей Москвы. Автомобилистов и «безлошадных», дисциплинированных и лихачей. Но на их деньги.
Если же введут плату и для московских водителей, то получится, они заплатят дважды. Вот какая получается ситуация.
Все остальные платные дороги в России изначально строились как таковые. МСД был же таким щедрым «подарком» москвичам (на деле – нет, опять же, за налоги в казну). И вот теперь получается как бы и обман!
Можно ли за него строго судить Ликсутова и иже с ними — сложно сказать. Здесь опять же, поле для «вычерпывания» смыслов. Любой управленец в крупном городе знает (должен знать) описанную выше истину про рост автотрафика с улучшением ситуации с дорогами. Таково уж современное общество, оно ищет комфорт во всём.
И спрогнозировать загрузку МСД было несложно. Если этого не было сделано, то кто нами руководит? Если это было сделано, то зачем столько пиару разом?
Сказали бы честно: не можем мы построить супер-магистраль через Москву и сделать её совсем бесплатной! Вот цифры, такие-то, она перегрузится тогда-то, нужно как-то упреждать сразу. А вышел опять невольный обман от власти. Вряд ли москвичи ему удивятся, но и не обрадуются. Такое уж качество обсуждения и принятия решений.
А непосредственным следствием введения платы для москвичей и жителей МО на МСД станет возврат потока машин на прежние, казалось бы разгруженные, маршруты. И всё. Как был в столице транспортный коллапс, так он и останется.
Мораль истории проста. Решения нужно просчитывать и подавать под нужным соусом заранее. И зависимость от пиара – это вещь нехорошая.
И вообще, а чего бы так не сделать и остальные крупные трассы страны задним числом все платными? Меж тем, свежую мысль о том, что платные дороги могут остаться такими и после завершения срока концессии и выплат компании-коцессионеру, строившей ту или иную магистраль, высказал на днях министр транспорта РФ Роман Старовойт.
Просто деньги за проезд по ним будут россияне и гости страны платить не компании, а в бюджет. Основание Старовойт привёл: всё то же содержание дорог, стройки новых, сокращение трафика.
Вот такие методы! Мы, конечно, понимаем, почему: времена сложные, бюджет сложный и всё остальное. Однако, опять же: так ведь можно и до налога на воздух договориться...