Иногда россияне жалуются на «антинародные» законы, которые, по их мнению, зачастую выходят из стен нижней палаты парламента. Однако на этот раз даже самые скептически настроенные по отношению к депутатам представители электората оказались приятно удивлены. Парламентарии единым строем выступили в защиту народных интересов. О «малом чуде», как окрестили произошедшее некоторые политологи, - в нашей статье.
Крупнейшие российские банки обратились в Правительство, Администрацию президента, Совет Федерации и Госдуму с предложением запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате покупок картами аффилированных структур. По обоюдному мнению их руководства, необходимо ввести единую ценовую политику вне зависимости от способа оплаты.
Однако, как предупреждают эксперты в области экономики и финансов, подобная мера может привести к росту цен на 15–35%, что, безусловно, ударит по семейным бюджетам и ускорит инфляцию. То, что от внедрения в жизнь подобной инициативы пострадают миллионы россиян, заявили представители крупнейших маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет).
Они назвали предложения банков попыткой ограничить цифровые платформы и устранить конкурентов. Так, в частности, заявила Татьяна Ким, основательница Wildberries, отметившая, что большинство российских семей экономят на их площадках десятки тысяч рублей в год. Отмена дисконтов может привести к удорожанию товаров, минимум, на 15-20%.
Эта тема была поднята 18 ноября на форуме Центробанка «Фокус на клиента». Глава «Сбербанка» Герман Греф, кстати, кавалер трех орденов «За заслуги перед Отечеством» и ордена Почета, обвинил маркетплейсы в недобросовестной конкуренции и работе «в убыток за счет государства».
Греф назвал маркетплейсы недобросовестными конкурентами
По его словам, только в текущем году площадки не доплатили налогов на 1,5 триллиона рублей. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина согласилась, что скидки, которые маркетплейсы дают за оплату товаров картами своих банков, «не совсем справедливая конкуренция».
Цена не должна меняться в зависимости от способа оплаты, подчеркнула она. После этого в адрес властных структур РФ полетели обращения с просьбой изменить действующую ситуацию.
Возможно, кому-то из читающих эти строки покажется удивительным, но депутаты Госдумы в абсолютном большинстве согласились с доводами руководства маркетплейсов и встали на защиту интересов простых россиян против финансовых лоббистов. Причем инициатива кредитных организаций была встречена в нижней палате парламента не просто прохладно, а довольно резко.
«Не понимаю, зачем банки влезают не в свою сферу деятельности. Может, они просто теряют прибыль и клиентов, которые уходят от них в банковские структуры интернет-площадок, - предположил Николай Арефьев, первый заместитель председателя думского комитета по экономической политике. - Если сейчас, в условиях инфляции и неблагоприятной экономической ситуации, какие-то организации делают скидки населению, то это позитивное явление».
Арефьев считает скидки позитивным явлением
В свою очередь руководитель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов отметил, что «в условиях современной экономической ситуации отмена скидок будет социально чувствительной темой». Клиенты маркетплейсов в большинстве своем люди с невысокими доходами, уточнил парламентарий, которые не могут себе позволить дорогие магазины.
«У части жителей нашей страны просто нет иного способа, кроме как покупать одежду себе, своим детям, пожилым родителям через онлайн-платформы, - констатировала Яна Лантратова, глава думского комитета по развитию гражданского общества. - Волнение вызывает то, что сопутствующей жертвой этой «войны» неизбежно станут самые незащищенные слои населения».
Что ж, подобный елей приятен ушам многих россиян, о чем они пишут в соцсетях. «Однако откуда такое волнение за интересы простых людей?» - недоумевают при этом многие из них, напоминая, что нередко думские волеизъявления направлены совершенно в другие стороны.
Ряд аналитиков не исключают того, что депутаты отказались поддерживать банковскую инициативу из-за нежелания подставляться под всеобщий гнев накануне выборов в Государственную Думу (они запланированы на сентябрь следующего года). Ведь отмена скидок на маркетплейсах не прошла бы незамеченной.
Депутаты пошли наперекор банкирам в интересах простых граждан
Как бы то ни было, единодушный отпор, данный Госдумой финансовому лобби, показал, что даже в стенах, где зачастую удовлетворяются интересы крупного капитала, есть разумный предел. Когда речь заходит о прямом, ощутимом и массовом ударе по карману избирателей, депутаты имеют возможность менять свою повестку и пользуются этим.
Впрочем, было бы наивно полагать, что банкиры смирятся с поражением. Они будут искать новые лазейки, придумывать другие схемы для того, чтобы компенсировать свои «упущенные» сверхприбыли. Так что борьба между разными группами капитала за кошелек рядового гражданина еще впереди. Как говаривал в свое время непревзойденный мастер манипуляций Остап Бендер, «заседание продолжается, господа присяжные заседатели»…