Противостояние России и США имеет давнюю историю, которая помнит, как мир не раз стоял на грани Третьей мировой войны. Речь идет не только о Карибском кризисе, но и о секретном проекте по строительству ледяного тоннеля в Гренландии, по которому Штаты планировали запустить мини-поезда с ядерными ракетами. Если бы план удался, они бы одним ударом смогли уничтожить до 80% советских территорий. О том, что это был за проект и почему он так и не реализовался, - в данной статье.
Глобальное противостояние (геополитическое, военное, экономическое, идеологическое) между капиталистическим и социалистическим мирами началось сразу же после завершения Второй мировой войны. Центром первого лагеря стали США, второго – СССР.
О том, что отношения на мировой политической арене должны строиться на военном превосходстве англоязычных стран, заявил в 1946 году в Фултоне известный британский политик Уинстон Черчилль, незадолго до этого оставивший пост премьер-министра Великобритании. Именно он выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом. С тех пор понятия «холодная война» и «железный занавес» стали устойчивыми выражениями.
Черчилль дал старт «холодной войне»
Военная база США во льдах Гренландии была одним из проектов по возможному нанесению Советскому Союзу непоправимого урона. Штаты планировали прорыть в ледяном панцире острова 3000 км тоннелей и пустить по ним поезда, груженые 600 баллистическими ракетами средней дальности. Если бы этот амбициозный план удалось реализовать, то 80% территорий СССР мгновенно перестали бы существовать.
«Гонка вооружений в середине XX века порой принимала удивительные формы. Один из любопытных проектов назывался «Ледяной червь». Если снять по его мотивам художественный фильм, он наверняка провалится в прокате: и с технической, и с политической точки зрения эта история выглядит абсолютно неправдоподобной», - считает Савва Сафонов, заместитель главного редактора журнала «ТехИнсайдер».
Этот проект был разработан в конце 50-х годов прошлого века Исследовательским центром Инженерного корпуса армии США. Ученые были уверены: отследить под грудами гренландского снега и льда движение поездов СССР не сможет.
Для передвижения по тоннелям использовали ратраки (снежные тягачи на гусеничном ходу)
А что же Дания, которой уже в то время принадлежала Гренландия? Официально власти страны, включая короля Фредерика IX, были против размещения ядерного оружия на своей территории. При этом Штатам было дано понять: в принципе они готовы закрыть на это глаза. Более того, контролировать действия американцев в Гренландии датчане даже не пытались.
По словам Сафонова, у США на острове уже к тому времени были три авиабазы, так что строительство еще одного военного объекта (во льду) не выглядело чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, Армейский инженерный исследовательский центр предлагал замаскировать это под экспериментальный проект по бурению льда и возведению сооружений в толще снега.
Работы начались летом 1959 года в 150 км к востоку от авиабазы Туле. В качестве проходческой техники использовали швейцарские роторные машины «Питер Плоу», способные выбрасывать снег вверх.
Роторная машина «Питер Плоу» на рытье траншеи
«Строили, строго говоря, не тоннели, а траншеи глубиной по 9-10 метров и шириной в нижней части около 8 метров, - пишет Савва Сафонов. - Сверху их перекрывали аркой из рифленого железа. Прокапывали траншеи в фирне - многолетнем снегу, который частично начал выкристаллизовываться, но в лед еще не превратился. Жилые и рабочие помещения в траншеях размещались в щитовых вагончиках, установленных так, чтобы между ними и толщей снега оставался воздух».
Следующим этапом реализации проекта должен был стать «Ледяной червь» - система тоннелей общей длиной около 3 000 км, в дальнейшем постоянно расширяемая. Тем не менее, уже на первых порах площадь объекта должна была составить 134 679 кв. км. Ракеты Iceman с радиусом действия до 6,1 тыс. км мощностью 2,4 мегатонны в количестве 600 штук могли бы поразить, как уже было сказано выше, около 80% территории Советского Союза.
Идея была красивой, но на стороне СССР неожиданно выступила сама природа. В ходе эксплуатации базы «Кэмп Сенчури» выяснилось, что фирн намного подвижнее, чем изначально предполагали специалисты Инженерного корпуса армии США.
Оказалось, что стенки тоннелей в верхней части сжимаются со скоростью около 2 см в год. Снег пытались счищать, возвращая сооружениям исходные параметры, но это требовало колоссальных усилий. Приходилось убирать до 120 тонн снега в месяц, и это лишь для 3 км тоннелей.
Строительство «Ледяного червя»
Кроме того, движение фирна не всегда было постепенным, местами стенки сжимались пугающе быстро. В итоге в 1966 году базу «Кэмп Сенчури» полностью закрыли. Так провалилась грандиозная идея американских властей об ударе «исподтишка» по «сердцу» социалистического мира.
При этом в толще фирна американские военные оставили около 180 тонн радиоактивной воды, примерно 200 тыс. литров дизельного топлива и 24 млн литров неочищенных сточных вод. Считалось, что ледяной щит Гренландии поглотит это навсегда. Ан нет.
Согласно современным климатическим моделям, агенты загрязнения могут оказаться на поверхности тающего ледника примерно к 2090 году. Впрочем, ничего удивительного: наследить, а потом «слиться» - это всегда было в духе нашего давнего «заклятого друга». Не правда ли?