Статьи26.10.2024 - 15:58

Заповедник душегубов. Как живет колония «Полярная сова» для самых опасных преступников?

Россия во все времена была богата не только своими деятелями искусств и наук, первопроходцами и инженерами, благотворителями и государственными деятелями. Чего уж греха таить, лихих людей на Руси тоже хватало.

Фото: Wikipedia

А это значит, что и мест для их «содержания» у нас тоже немало. Хотя ныне куда меньше, чем в зловещие сталинские времена. Это тоже стоит помнить. Пока существуют людские общества, в них всегда будут и учреждения для рассеяния или утилизации дурной энергии отдельных их членов.

Заполярная сказка для романтиков

Немало в России и красивых мест, и Полярный Урал – одно из таких. Вдоль него в Ямало-Ненецком вьётся среди болот, тайги и тундры трасса. По ней проезжают туристы, желающие посетить такие места как ледник Романтиков, озеро Хадатаюганлор или Нефритовую долину.

 "Полярная сова" на спутниковой карте Харпа 

Однако трасса проходит мимо одного из самых суровых мест в России – колония особого режима для отбывающих пожизненное лишение свободы «Полярная сова». Это одна из двух колоний в посёлке Харп.

Тот самый ледник Романтиков

Сейчас, впрочем, трасса «оставила» в стороне колонию. Введены в 2024 году новый путепровод над железной дорогой и транспортная развязка, которые увели дорогу от заведения.

 Харп создавался как посёлок для строительства сталинской Трансполярной магистрали. Изначально его основным населением и были заключённые, строившие эту дорогу. Сейчас «градообразующими» предприятиями являются ИК-3 «Полярный волк» и ИК-18 «Полярная сова». Большинство жителей работает именно в этих учреждениях ФСИН.

В «райский» уголок ведёт железная дорога

Харп – место контрастов. Удивительная природа Полярного Урала вокруг, ведь посёлок «заключен» в отроги хребта Рай-Из. Заполярный городок привели в порядок и он радует яркими красками иных зданий, особенно детских садов и школ.

С другой стороны: две мрачные зоны, со всех сторон огороженные заборами, колючая проволока и опаснейшие преступники страны, отбывающие здесь наказание.

На перроне станции в Харпе 

Большинство заключенных в Харп попадает по железной дороге. «Полярная сова» находится буквально в двух шагах от станции. Железная дорога проходит рядом с автомобильной, которая, в свою очередь, идет средь живописных пейзажей северной природы.

Неизвестно только, многое ли из этого могут видеть этапируемые осуждённые. В конце концов, и вагоны у них специальные.

Некоторых в ИК-18 доставляют самолетом через Салехард, там аэропорт. Тогда последнее развлечение, которое они видят - это переправа на пароме через Обь. А так, дорога в «Полярную сову» - в один конец.

Без нужды по внешнем мире

Внутри колонии заключенные изолированы от мира. «Заведение» было построено в шестидесятые годы прошлого века как максимально автономное. В ИК-18 есть своя ферма, электроподстанция, водопровод и канализация.

 Любоваться красотами природы заключенным можно только в пути... если повезёт

Это сделано с пониманием того, что любые лишние контакты с миром – риск организации побега. Даже в случае ЧП в посёлке «Полярная сова» может продолжать жить, как обычно. У неё своё производство на территории, своя готовка пищи и всё остальное.

Ни малейшей возможности выйти на свободу у осужденных на ПЛС нет. Из камер их выводят лишь на 1,5 часа прогулки в специальных боксах, под постоянным контролем. «Двор» для прогулки – та же камера с решётками вместо крыши.

У колонии есть свой тюремный храм. И единственное «развлечение» внутри ней для «пожизненников» - иногда пообщаться со священником. Всё. Даже общественно-полезной работы они не выполняют, так как признаны слишком опасными. Они проводят по 22 часа в сутки под надзором охраны.

Душегубы на подбор

Сейчас в этой колонии порядка трех с половиной сотен «насельников». Среди них находятся весьма известные в России люди. Например, Александр Пичушкин, убивший 49 человек в Битцевском парке Москвы и окрестностях. Там же сидит Денис Евсюков, в 2009 году расстрелявший посетителей торгового центра. До этого он был начальником ОВД «Царицыно» в Москве.

Или, например, Нурпаша Кулаев. Он участвовал в теракте в Беслане 20 лет назад, тогда, напомним, погибли свыше 330 человек. Кстати, по тюремной легенде, Кулаев сидел как раз с Пичушкиным – изначально. Однако после того, как маньяк стал угрожать чеченскому террористу, того перевели в другую камеру. Чудо что за компания!

Во дворе школы в Беслане после теракта 

Здесь же «чалится» такой «деятель» как серийный убийца из Светлограда Иван Панченко. Есть и неонацист Николай Королёв. Его «Белый рубеж» и «Белая империя» устроили несколько идеологически мотивированных убийств и теракт на Черкизовском рынке.

Далеко не всем нравился откровенно полиэтничный характер «Черкизона» 

Такие, в общем, здесь, «герои». Большинство из них и по сей день полагает себя невиновными. Пичушкин честно говорит, что если окажется на свободе, то снова будет убивать. Королёв в заключении написал «Библию скинхеда».

Но сейчас можно сказать, что они выбрали дорогу в один конец. Выход из «Полярной совы» - только на кладбище. И полюбоваться северными пейзажами им вряд ли придётся.

Реклама