В 2013 году скифское золото было вывезено из Киева и Крыма на выставку в Нидерланды, где остается по сей день. Впоследствии реликвия стала «яблоком раздора» между Россией и Украиной. С чего началась эта история? Кто определяет судьбы крымской коллекции и какова позиции России?
С чего все началось?
Еще в 2013 году коллекция примерно из 2 000 предметов из киевского Музея исторических драгоценностей и четырех крымских музеев была направлена в Европу на так называемые временные выставки. В феврале 2014 года драгоценности перевезли в Музей Алларда Пирсона в Нидерландах, а уже в марте 2014 года в Крыму произошел всенародный референдум. По его результатам подавляющее большинство жителей полуострова, бывшего к тому моменту частью Украины, проголосовали за возвращение в состав России.
Однако после присоединения Крыма к России в марте 2014 года права на скифское золото заявила Незалежная.
Уже к лету того же года музей Нидерландов столкнулся с непониманием того, кому ему возвращать экспонаты. Варианта было два. Первый – Крым, которому они принадлежат исторически. Второй – Украина, которая фигурировала в качестве собственника соответствующих контрактов.
Судебные тяжбы
С решением народа Крыма, закреплённом в результатах референдума марта 2014 года, не согласились Украина и Нидерланды. Именно в Голландии скифское золото и застряло. После требований Киева о его передаче Незалежной, а не в российский Крым, стартовал длительный судебный процесс.
Аргументы украинской стороны основаны на контрактах, заключенных с голландскими музеями. В документах указано, что владельцем коллекции является государство Украина. Кстати, цена того самого скифского золота составляет € 1,4 млн.
Россия, в свою очередь, указывает на место обнаружения этих артефактов.
«Они найдены в Крыму, имеют отношение к Крыму. И никакого отношения к территории Украины эти предметы не имеют», — отметил глава Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
В итоге Музей из Нидерландов сделал заявление, что не отдаст коллекцию никому, до тех пор, пока не будет окончательного решения суда. Исключение было сделано для 19 экспонатов, которых изначально взяли в музеях Киева.
Первый процесс закончился в 2016 году. Тогда суд Амстердама принял решение передать 565 предметов из коллекции скифского золота Украине, но не в Крым. Правда, Незалежную финансово ущемили. По решению суда в пользу голландских музеев взыскали €11 тысяч – такова была плата за вынужденное хранение той самой коллекции. Россия с этим решением не согласилась и в январе 2017 года подала апелляцию.
В октябре 2021 года Апелляционный суд постановил, что скифское золото должно быть передано в Киев.
Судьи признали, что музейные экспонаты вывезены из Крыма и могут считаться наследием Крыма. По их заключению, «они являются частью культурного наследия Украины, поскольку последнее существует как независимое государство с 1991 года».
В итоге вердикт суда заключался в том, что «музейные экспонаты принадлежат Музейному фонду государства Украина».
Москва вновь пыталась оспорить данное решение. Последний раунд судебных разбирательств пришелся на 9 июня 2023 года. Именно тогда Верховный суд Нидерландов оставил в силе решение о передаче скифского золота Незалежной.
Сегодняшняя реакция России
Пресс-атташе МИД России Мария Захарова заявила, что вердикт Верховного суда Нидерландов в отношении скифского золота создает опасный прецендент. Она отметила, что Москва не оставит это решение суда без адекватной реакции.
По мнению главы Госсовета Республики Крым Владимира Константинова, скифское золото стало собственностью России после возвращения полуострова в России. Он отметил данная коллекция является серьезной ценностью, которая принадлежит Республике Крым, «и никому больше».
Спикер добавил, что сегодня Крым в составе России «значит, это становится автоматически российской собственностью». Кроме того, он озвучил опасение, что золото скифов может исчезнуть, т.к. не доедет до Украины из Голландии. Константинов подчеркнул, что если коллекция пропадет, то её никто не сможет найти.
Руководитель Центрального музея Тавриды Мальгин рассказал, что у музея имеются планы по скорому продолжению юридической борьбы за скифское золото. «Я не могу рассказать, как это будет сделано. Я думаю, мы успеем до конца этого года, в течение двух месяцев», — подытожил он.