Дарью Трепову, которая взорвала военного корреспондента Владлена Татарского, приговорили к 27 годам лишения свободы. Большего срока заключения для женщин в современной истории России еще не было. После года, проведенного в СИЗО, девушка сменила «место жительства» – ее отправили в колонию.
Трепову, которую Росфинмониторинг внес в реестр террористов и экстремистов, судили за совершение теракта, незаконный оборот взрывчатых веществ и подделку документов. В начале судебного процесса девушке было 26 лет – теперь в заключении ей предстоит провести больше, чем она прожила. Помимо этого, террористке назначили штраф в 600 тыс. рублей и взыскали 16,4 млн рублей по гражданским искам. Отдавать долги Трепова планировала, работая в колонии. До сих пор она находилась в СИЗО №5 Санкт-Петербурга. Куда именно ее отправили сейчас, пока не уточняется.
«Трепова вчера убыла из СИЗО-5 на Арсенальной улице в Санкт-Петербурге для отбытия наказания в одном из регионов России», – сообщил адвокат Треповой Даниил Берман.
Из-за отсутствия в России женских колоний особого и строгого режима отбывать наказание девушка будет в исправительном учреждении общего режима.
«Конечно, общий режим более легкий. Это связано с количеством прогулок, посылок, с наличием при себе личных вещей, получением передач, отправкой корреспонденций и так далее», – отметил адвокат Дмитрий Аграновский.
Трепову задержали на следующий день после теракта
По его словам, несмотря на то, что своим поступком Трепова, несомненно, сломала себе жизнь, по мировым меркам ей назначили не самое суровое наказание. При этом стоит отметить, что срок пребывания в СИЗО девушке не пойдет в счет отбытия наказания из расчета «день за полтора», как это бывает обычно. Для террористов такая схема не работает. В ближайшие 20 лет Трепова также не сможет рассчитывать и на освобождение по УДО.
Журналисты начали строить предположения, где будет находиться Трепова. Называлось несколько основных вариантов. Некоторые считают, что террористку отправили в женскую исправительную колонию в Вологде, где в свое время находилась попытавшаяся вступить в ИГИЛ Варвара Караулова, либо в Мордовии. По мнению других журналистов, вероятнее всего, Трепова будет отбывать наказание по месту прописки, в Ленинградской области, в поселке Ульяновка.
«Это единственная ИК для женщин на территории региона, и расположена она всего в 30 минутах езды от дома, где прописана Трепова», – аргументируют они.
После вынесения приговора обжаловать его пытались обе стороны. Адвокаты Треповой пытались убедить суд, что девушка якобы была не в курсе, что именно она принесла Татарскому, ее просто использовали.
«В чем замысел, где попытка скрыться, какие доказательства умышленности... Она активно сотрудничала со следствием, сама просила о том, чтобы ее допросили... Да, вину она не признала, но тем не менее», – говорил адвокат террористки.
Когда рассматривали апелляцию, Трепова принесла свои извинения вдове Татарского, сделать это раньше, по словам девушки, у нее не хватило духу.
Дарья Трепова пыталась оспорить приговор суда, но безуспешно
«Я уже просила прощения у потерпевших. Одна из них сказала: «Бог простит». Я почувствовала в этом немного насмешку. Меня это задело, потому что я считаю себя верующим человеком, и мое состояние было спокойным, потому что я уверена, что перед Богом, по крайней мере, моя совесть чиста», – заявила она.
Обвинение же сочло наказание террористке слишком мягким и требовало увеличить срок еще на год и добавить к штрафу еще 200 тыс. рублей.
В качестве аргумента прокурор приводил тот факт, что у Треповой медицинское образование, но она не оказала помощь пострадавшим от ею же устроенного взрыва, и «с равнодушием наблюдала за страданием» людей. Это, в свою очередь, свидетельствует, что девушка крайне опасна.
Выслушав аргументы обеих сторон, суд постановил оставить свое прежнее решение без каких-либо изменений.
Владлен Татарский (настоящее имя – Максим Фомин) родился в Макеевке. С 2014 года участвовал в боевых действиях на Донбассе, был одним из самых известных российских военных блогеров. На момент гибели Татарскому было 40 лет.
Трепова заявила, что не знала о взрывчатке в статуэтке
2 апреля 2023 года блогер выступал в одном из петербургских кафе. Дарья Трепова пришла туда по заданию кураторов из Украины, с собой у нее была взрывчатка, спрятанная в статуэтке в виде бюста Татарского. Эту статуэтку Трепова подарила блогеру – как только он поставил подарок рядом, находящаяся внутри бомба сработала. В результате взрыва Татарский погиб сразу, еще 52 человека получили ранения различной степени тяжести. Также взрывом было частично разрушено кафе.
«У него была наружу вся брюшная полость, кисть руки оторвана. Он издавал хрипы, его оттащили», – поделились очевидцы воспоминаниями о гибели военного блогера.
Трепова из кафе сбежала. У нее уже был куплен билет на самолет за границу. Время до вылета она решила переждать у своего знакомого, которого впоследствии приговорили к 1 году 9 месяцам заключения за укрывательство преступницы. Саму Трепову задержали 3 апреля.
На допросах Трепова признавала, что принесла статуэтку в кафе, где выступал блогер, однако о взрывчатке внутри она якобы не подозревала – ей сказали, что там прослушивающее устройство.
«Я все думаю, как так вышло, что я не заметила меча в своих руках. Почему легко поверила, что в посылке, которую меня попросили передать, нет ничего опасного. Самое невыносимое – моими руками убили человека и покалечили десятки», – сказала она после задержания.
На суде Трепова заявила, что Владлен Татарский был хорошим человеком – по ее словам, во время взрыва она не пострадала именно благодаря ему, поскольку блогер закрыл ее своим телом. Девушка также выразила сожаление о случившемся.
Своей вины в случившемся Трепова не признала
Относительно того, почему Трепова не оказала помощь пострадавшим, она заявила, что не сделала этого не потому, что они этого не заслуживали, а потому что просто испугалась.
«На самом деле я просто струсила. Может, это неправильно и некрасиво, но так», – говорила она.
Подсудимая настаивала, что не знала о содержимом статуэтки – в качестве доказательства она рассказывала, что не пряталась от камер, установленных в кафе и не готовила заранее вещи для быстрого отъезда и даже приглашала подруг и мать поехать с ней в аэропорт, чтобы проводить ее.
«Я не собиралась совершить ничего такого, после чего возвращение было бы невозможно. Да, я была против проводимой политики, но я не была против своей страны», – заявляла Трепова.