Статьи26.05.2023 - 15:54

Как развивается транспортный макросектор российской экономики в 2023 году

На транспорт приходится 6,2% ВВП России. Учитывая, что в абсолютных цифрах по итогам 2022 года отечественный ВВП насчитывал 153,5 трлн руб., можно подсчитать величину транспортного макросектора, которая составила 9,5 трлн рублей.

Фото: из открытых источников

Но кроме непосредственного вклада в экономику страны, транспортный макросектор, в который входят железнодорожная, трубопроводная, авиатранспортная и другие подобные отрасли, имеет и большое косвенное значение. Он является крупным заказчиком продукции машиностроительного комплекса и ТЭК, ключевым поставщиком услуг для сельского хозяйства, сырьевого сектора, обрабатывающей промышленности. Поэтому состояние транспортной отрасли в значительной степени отражает тенденции развития экономики всей страны.

 

Текущие показатели транспортного макросектора

По данным Росстата он сократился в 2022 году на 1,8%. Учитывая уменьшение ВВП в целом на 2,1%, видно, что транспортная отрасль продемонстрировала лучшую устойчивость, чем экономика в целом.

Статья по темеУдар держим: как экономика России прошла первый квартал 2023 года

В первые месяцы 2023 года транспортный макросектор демонстрирует разнонаправленную динамику: перевозки грузов стагнируют, но пассажирооборот энергично растёт.

Так, по данным Минэкономразвития, грузооборот всех видов транспорта за I кв. 2023 г. уменьшился на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года.

Для сравнения, в 2021 году грузооборот транспорта вырос на 5,6%, а в 2022 году упал на 2,6%.

Если брать показатель грузооборота, где учитывается не только масса грузов, но и дистанция доставки, то здесь наибольшее значение имеют железнодорожный и трубопроводный транспорт. Остальные виды транспорта играют сравнительно незначительную роль.

 

 

В абсолютных цифрах за I кв. 2023 года грузооборот транспорта составил 1396 млрд тонно-километров.

Но если брать только массу перевозимых грузов, то ситуация меняется. Так, в марте всеми транспортными средствами было перевезено 642 млн тонн грузов, из которых на автомобильный транспорт пришлось 434 млн тонн (68%).

Цифры показывают, что при перевозках на дальних дистанциях доминируют железнодорожный и трубопроводный транспорт, а автомобильный превалирует на более коротких маршрутах.

Также можно заметить очень незначительную роль в перевозках грузов остальных видов транспорта, морского, водного и воздушного.

В перевозках пассажиров, другой ключевой области транспортного макросектора, пассажирооборот в I кв. 2023 года составил 101 млрд пассажиро-километров.

Ключевую роль в данной сфере играет воздушный транспорт.  

 

 

По динамике перевозка пассажиров показывает лучшие результаты, чем доставка грузов: за март 2023 года пассажирооборот вырос на 31,5% по сравнению с показателями годовой давности (перевозки грузов сократились на -2,6%). Основной вклад пришёлся на воздушный транспорт, чей пассажирооборот вырос на 56%.

Если брать первый квартал целиком, то увеличение пассажирооборота по сравнению с соответствующим периодом 2022 года составило 15,7%.

 

 

Позитивное развитие пассажирского транспорта подтверждает и анализ более долгосрочных трендов. Данные Росстата показывают, что ковидный шок, связанный с разнообразными ограничениями, транспортным макросектором, в плане перевозки пассажиров, успешно преодолен.

Дальнейшее развитие транспортной отрасли зависит от сохранения макроэкономической стабильности, в первую очередь обеспечения устойчивости перенаправления экспортных потоков в страны Азии и контроля над инфляцией. Эти факторы являются ключевыми для сохранения заказов на услуги макросектора со стороны других отраслей.

Реклама