В Средиземном море недалеко от Гибралтара (в нейтральных водах) произошла трагедия, жертвой которой стал российский сухогруз «Большая Медведица». Кораблекрушение, произошедшее утром 24 декабря, привело к затоплению судна. О том, что произошло с кораблем, работавшим на Минобороны России, и кто может стоять за данным ЧП, - в нашей статье.
Этот сухогруз – крупнейший из российских кораблей, предназначенных для доставки металлоконструкций большого размера. Инцидент произошел в международных водах между Испанией и Алжиром. Предварительная причина крушения - взрыв в машинном отделении. На сигнал о помощи откликнулись два судна - российское и испанское, которые эвакуировали пострадавших. Спасатели доставили на берег 14 членов команды корабля, еще двое считаются пропавшими без вести.
Судно «Большая Медведица», как пишет «Московский комсомолец», почти две недели назад вышло из Санкт-Петербурга. Оно направлялось во Владивосток, прибыть куда должно было 22 января следующего года. По информации, поступившей позже, корабль взял курс на Дальний Восток с важным проектным грузом: портовыми кранами весом по 380 тонн каждый, предназначенными для расширения терминала в столице Приморского края, а также с 45-тонными люковыми крышками для новых ледоколов.
Сухогруз направлялся во Владивосток с важным грузом
Сразу же после крушения появилось множество версий, одна удивительней другой. Так, военный эксперт Юрий Баранчик считает: взрыв в машинном отделении – диверсия, к которой, скорее всего, причастны британские спецслужбы из Special Boat Service, известные своей профессиональной подготовкой по такого рода «делам».
А вот Александр Смирнов, зав. кафедрой турбинных установок Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, предположил: взрыв мог произойти либо из-за утечки топлива, либо по причине неисправности силовой установки. Однако в таком случае он не мог бы оказаться настолько мощным, что привел бы к разрушению сухогруза или его затоплению.
«Судно принадлежит государственной компании, которая тесно связана с оборонным ведомством, поэтому случайных людей в команде быть не может, - уверен Смирнов. - Серьёзной утечки топлива профессиональный экипаж не заметить не мог. Я не знаю случаев, чтобы суда такого класса затонули без помощи извне».
Александр Смирнов не верит в случайность произошедшего
В том, что причиной кораблекрушения стали теракт или диверсия, убежден Александр Воротников, координатор экспертного совета Проектного офиса по развитию Арктики. По его словам, лучше было бы, конечно, отправиться по Северному морскому пути, однако навигация там закончилась, пришлось плыть в окружную.
Для исполнения диверсионной работы мог использоваться безэкипажный катер-киллер – подобные средства в последние годы часто используют для подрывной работы на воде наши морские противники. Корабль мог быть заминирован еще в порту, а потом в нужное время просто сработала бомба с часовым механизмом. Эту версию Воротников также не сбрасывает со счетов.
«Просто так подобные корабли не тонут, - в интервью «Свободной Прессе» заявил эксперт. – Видимо, мы расслабились. Когда Байден и его клика обещали взрывать наши корабли и плавучие заводы, внимательнее были. А сейчас подумали, что раз он проиграл, то ничего больше не сделает».
Действительно, еще год назад Джеффри Росс Пайетт, бывший посол США на Украину, ставший помощником госсекретаря Блинкена, пообещал «прекратить существование российских проектов на Северном морском пути». Выступая на слушаниях в Конгрессе, политик даже перечислил комплекс мер, которые возможны для осуществления поставленной цели. Среди них – финансовые санкции, диверсии и взрывы.
А ведь Пайетт предупреждал...
Именно диверсию со стороны западных спецслужб считает основной причиной произошедшего капитан 1-го ранга в запасе Василий Дандыкин. На это, по его словам, указывает ряд обстоятельств. В интервью «МК» он обратил внимание на то, что взрыв произошёл в машинном отделении судна, где располагаются мощные дизельные двигатели. Это место представляет собой закрытое пространство, которое могло быть использовано для размещения взрывного устройства.
Эксперт исключил вероятность внешнего воздействия, так как подобный сценарий обычно оставляет более очевидные следы. Также он отметил, что в районе нахождения корабля не было зафиксировано активности дронов или других угроз, характерных для внешних атак. Дандыкин предположил, что кто-то мог проникнуть на судно под предлогом проверки или инспекции, что неудивительно. Подобные мероприятия, как правило, сопровождают подготовку судов к дальним рейсам.
Злоумышленник вполне мог находиться среди членов экипажа и быть одним из тех, кого не удалось спасти. Неясно, погиб ли он при взрыве или сумел выжить - это предстоит еще выяснить. Зная маршрут судна, диверсант мог заранее подготовить засаду. При этом поблизости, скорее всего, находилось другое судно, с которого был произведен запуск БЭК, и куда диверсант мог перебраться перед началом «операции».
Не исключено, что все началось еще в Питерском порту
Впрочем, есть и более «мирная» версия ЧП. По данным телеграм-канала Mash, российский сухогруз мог быть попросту перегружен. Ведь, как было сказано выше, он перевозил крупный габаритный груз, включающий в себя портовые краны и люковые крышки для новых ледоколов. Вес каждого из этих объектов составлял 380 тонн для кранов и 45 тонн для крышек.
По факту затопления «Большой Медведицы» Следственный комитет России возбудил уголовное дело, а это означает – дело будет доведено до логического окончания. Возможно, уже скоро мы узнаем, что на самом деле произошло в водах Средиземноморья и кто виновен в гибели российского сухогруза.