Сталинский миф – вещь, конечно, особая. Он многих утомил ещё при жизни «вождя народов». Другое дело, что поскольку это миф, то и по сей день приходится отделять зёрна от плевел и разбираться в том, что действительно было, а чего – нет.
То, что Иосиф Виссарионович и его подручные железной рукой расправлялись с политическими противниками – факт. Но также и факт (для кого к счастью, для кого к сожалению), что в СССР были десятки миллионов тех, кто верой и правдой служил режиму и вождю. В конце концов, тот решал тяжёлую задачу – индустриализации огромной страны.
Потому то и были истории, подобные той, что мы опишем ниже. Одним из образов «позднего Сталина» был образ с девочкой на руках. Справедливости сказать, девочка на руках у вождя побывала не одна, но сейчас речь о конкретной героине – Вере Кондаковой.
Итак, близился Первомай 1952 года. Партийные товарищи вовсю готовились к грандиозному празднеству, включавшему парад на главной площади СССР.
Девочка тогда с усердием училась в первом классе. Мама была домохозяйкой, а отец служил в Министерстве лесной промышленности.
Помимо учёбы девочка занималась и сразу в нескольких кружках Дома пионеров Москвы. Занимавшиеся там регулярно приглашались выступать на мероприятиях под эгидой государства и партии. То есть партийные и госчиновники Союза уже могли видеть Кондакову.
Ну а перед тем самым Первомаем партийные товарищи (одна из московских партячеек и курировала Дом пионеров) в составе комиссий проверяли работу детских организаций. Помимо этого они «отсматривали» кандидатов и для возможной церемонии вручения детьми цветов Сталину.
Вера Кондакова сразу приглянулась ответработникам. Во-первых сыграл роль её образ. Светловолосая русская девочка идеально подходила под созданный образ ребёнка. Во-вторых, ходя по разным кружкам, они несколько раз встретили Верочку и удивились тому, что она посещает сразу не одну секцию.
Что ж, выбор был сделан. Девочку пригласили на фотосъёмку. Кстати, с ней снимался и мальчик Юра. Ещё два дня спустя Кондаковым позвонили домой: Вере указали быть на репетиции парада.
На ней дети репетировали вручение букета, причём даже с хореографом, который ставил им походку. Кому они будут вручать цветы, не скрыли.
С утра 1 мая дома у Веры царил праздничный беспорядок. Заранее были поглажены белая блузка и сарафан. Возникли проблемы с причёской.
Мама так волновалась, что долго не могла заплести из редких волос Веры заплести косу и повязать бант. Прибыв на Красную площадь, Кондаковы узнали, что их дочери придётся вручать цветы в одиночку: ни Юры, ни его родителей не было.
Вероятнее всего, мама Юры просто заранее разболтала соседям об оказанном высоком доверии, за что и поплатилась. В те времена с таким вещами не шутили.
Когда пришёл черёд выхода Веры, она от волнения забыла инструкции хореографа и прошла по площади на Мавзолей совсем не парадным шагом. Впрочем, остальное она сделала на «отлично».
Единственное, что ей мешало, так это огромный букет, которые пришлось нести. Но взойдя на мавзолей, Вера сразу узнала вождя.
Девочка подошла к нему и тонким голоском произнесла своё поздравление, отдав цветы. Присутствовавшие на трибуне первые лица СССР заинтересовались: девочка умилила их искренностью и непосредственностью.
Для «гостьи» принесли стул, и Вера Кондакова наравне со Сталиным, Хрущёвым, Маленковым и Булганиным смотрела на Красную площадь и участников демонстрации.
Вера чувствовала себя седьмом небе от счастья. Ей были видны лица проходящих демонстрантов. Они, проходя в строю, улыбались ей и махали. Неудивительно, что ребенок почувствовал прилив энергии.
Потому в порыве детского счастья Вера обняла и поцеловала Сталина, не сдержав эмоций. Руководитель СССР добро улыбнулся, а Булганин и Маленков стали расспрашивать её где она учится и сколько ей лет.
Несколько минут первые лица Советского Союза общались с девочкой. После товарищ Сталин отправил девочку обратно и наказал ей учиться на одни пятёрки.
Её отвели в мавзолей, где подарили коробку конфет. После военный отвёл счастливую Веру к маме.
Как принято говорить в таких случаях, наутро Вера проснулась знаменитой. На весь Союз – это точно. Дарение цветов вождю снималось на фото- и киноплёнку. Хроника с этим эпизодом крутилась перед сеансами в кинотеатрах. Фотографии разошлись по СМИ всего мира.
Оглушительный успех Веры был запечатлён и в живописи: известный Фёдор Решетников изобразил трогательный момент с вождём (на заглавной иллюстрации). Ныне эта картина находится в запасниках Третьяковки.
Многих естественно, волнует, что случилось дальше? А почти ничего. В этом-то и вся соль. То есть Вере, конечно, писали со всего Союза, она, как умела, отвечала. После смерти Сталина поток писем на время возобновился. И более ничего.
Не было ни страшных репрессий против неё или её родственников. Повезло? Может даже и так. Но в день смерти вождя, менее чем через год после триумфа Веры, её папа сказал (как и многие другие в стране):
«Как же мы жить будем?»
А Вера успешно окончила школу и после – ВУЗ. Работала в Госснабе почти полстолетия.
Вышла замуж, теперь у неё есть внучка. Хранит вырезки из газет и журналов, что написали о её встрече со Сталиным. И фото, где она на руках у него – на стене. В общем, ничего «жуткого». Такова судьба обычной советской девочки, прославившейся благодаря встрече с вождём.