Не секрет, что российские потребители тяготеют к китайским товарам широкого потребления. Как говорится, «дешево, но сердито». А вот, интересно, сами китайцы знакомы с российскими товарами? Имеются ли они в продаже в Поднебесной и если да, то какая продукция из РФ пользуется у жителей КНР особым спросом? Об этом - в нашей статье.
Оказывается, только в 2023 году Китай закупил в России продуктов питания более чем на 11 млрд долларов, что на 34% больше, чем годом ранее. Больше всего соседям пришлись по душе наша свинина, сухое молоко, растительное масло, мороженая рыба и соевые бобы. Так что наше государство реально имеет все шансы «заколотить» баснословные деньги на поставке еды в Поднебесную.
По словам Чжоу Хонгбао, предпринимателя из Шанхая, за последнее время в этом городе (одном из крупнейших, кстати, в КНР) открылось несколько супермаркетов, где можно купить продуктовые товары из РФ.
«Наши люди неожиданно распробовали российскую еду. Оказалось, не только деликатесы, но и обычные ваши вкусности, что вы каждый день едите к чаю, способны поразить китайца в самое сердце, - в интервью обозревателю «АиФ» Георгию Зотову признался Хонгбао. – Я не удивлюсь, если на зефире Россия вскоре заработает больше, чем на поставке газа».
Китайский бизнесмен напомнил, что население в стране большое, люди едят по нескольку раз в день, поэтому пищи требуется много. Учитывая, что российская еда им пришлась по вкусу, возможно, в скором времени ее поставки значительно возрастут.
Грузовой поезд из России в железнодорожном центре контейнерных перевозок в Маньчжурии
Согласно опросам, 75% китайцев называют своей любимой русской едой отечественные сладости, и особенно - шоколад, конфеты, зефир. Действительно, «Алёнку», «Бабаевский» или «Вдохновение» китайцы берут сразу по нескольку штук, невзирая на цену. Плитка «Алёнки» обойдётся в 13,8 юаней (примерно 220 рублей). Кстати, не слишком дорого, учитывая, что до Москвы 10 часов полёта: в России такой шоколад стоит от 95 до 153 рублей.
В одном из магазинов, который посетил российский журналист, его порадовало обилие покупателей. Люди буквально на глазах разбирали вафли и пастилу, а наше мороженое вообще начинали поглощать, едва за него рассчитавшись.
«Мама, я хочу русский шоколад, он же самый вкусный! Купи мне немедленно, или я умру!» – подобного рода «ультиматумы», детскими голосами звучащие отовсюду, не могут не радовать, считает Георгий Зотов.
Еще один продукт, который китайцы готовы скупать вновь и вновь, - российский мёд. По мнению многих покупателей, такое лакомство едят «разве что ангелы в раю». Благодаря России жители Поднебесной постепенно узнают разные его вкусы – гречишный, липовый и даже акациевый.
Российский мёд у китайцев - нарасхват
По мнению Ван Минву, долгие годы проработавшего в китайском торгпредстве в Москве, в их стране и близко нет мёда похожего вкуса и качества. Теперь же тысячи местных предпринимателей тоннами скупают эту сладость. Больше всего пользуется спросом алтайский и башкирский медок, заверяет Минву. Ведь их вкус – умопомрачительный! Ну и, конечно же, китайцы распробовали русскую сгущенку, гречку, а также соленые огурцы, игристые вина, пиво и водку.
«Знаете, что любит мой 10-летний сын? Пить рассол из-под огурцов! Замучился ему банки покупать!» - смеется китайский специалист по торговле.
В обычных (не специализированных) супермаркетах в том же Шеньчжэне, как пишет Георгий Зотов, тоже можно легко найти российские продукты. Как правило, это подсолнечное или рапсовое масло, конфеты, шоколад, мороженое и соя.
Куриные лапы, что продаются всюду (не ноги, а именно лапы с когтями) часто везут из России. У нас из них готовят, как правило, отвар с кашей для домашних животных, а в Китае это, оказывается, деликатес и основной компонент любимого у местных жителей блюда «когти феникса» (лапки, тушёные в бобовом соусе с перцем на пару).
Лапки российских куриц - один из любимейших деликатесов жителей Поднебесной
«В КНР очень не хватает вашего фастфуда, - считает шанхайский бизнесмен Чжоу Хонгбао. - Было бы замечательно, если бы открыли сеть киосков с блинами, кафе-мороженых, да даже бургерных, хоть это и не совсем русская еда. Россия в Китае очень популярна, и российская кухня в моде. Не думаю, что китайцы сразу оценят щи или борщ, а также окрошку, но есть множество русских блюд, которые без труда завоюют наш рынок».
А ведь он прав: в условиях западных санкций России следовало бы использовать любую возможность заработать денег. Китай - гигантский рынок с 1,4 млрд потребителей, если интерес к российским продуктам растёт, надо этим пользоваться. Уж чего-чего, а вкусную еду мы делать умеем.
Интересно, что по этому поводу думают финансовые эксперты? По словам Алексея Чигадаева, специалиста по российско-китайской торговле, автора телеграм-канала «Китайский городовой», Поднебесная в нас весьма нуждается. Ведь торговать с Россией удобно и выгодно.
По мнению Чигадаева, Поднебесной выгодно вести с Россией торговлю
«Китай - важнейший для России торговый партнер, на него приходится около трети всего нашего внешнего оборота. Сложность в том, что мы вынуждены продавать не то, что можем продать, а то, что Китай у нас готов купить, - убежден Чигадаев. - Не надо забывать, что там нет рыночной экономики в ее чистом виде, там есть госплан. Китайцы покупают ровно то, что им кажется необходимым».
По итогам прошлого года Китай стал основным покупателем российского мяса птицы и говядины. Был очевидный рост в растительных маслах - продали в два раза больше. Основная сложность заключается в ежеминутной конкурентной борьбе с другими странами, в первую очередь, западными, которые также бьются за китайского потребителя.
Если наши продукты питания сегодня пользуются большим спросом у местного населения Поднебесной, значит, нужно сделать все, чтобы «завалить» их прилавки нашим товаром. Ведь им в свое время удалось это сделать по отношению к российскому потребителю. А мы с вами чем хуже?